0
8049
Газета Политика Интернет-версия

22.12.2015 00:01:00

КАРТ-БЛАНШ. Прокурор не должен препятствовать работе Госнаркоконтроля

Шарбатулло Содиков

Об авторе: Шарбатулло Содиков – научный сотрудник Аналитического центра ИМИ МГИМО МИД России, адвокат, кандидат юридических наук.

Тэги: преступность, наркопроизводство, уголовный процесс, закон, досудебное соглашение


преступность, наркопроизводство, уголовный процесс, закон, досудебное соглашение Фото пресс-службы Госнаркоконтроля РФ

Глобальный масштаб незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ разрушительно воздействует на мировое сообщество, подрывая социальное и экономическое развитие, демократические основы и правовые принципы различных государств.

Наркопроизводство приобрело принципиально планетарный характер и из частного вида преступности стало универсальным генератором экстремизма, нестабильности и политической турбулентности в мире. Неотъемлемым следствием, а по сути, атрибутом магистрального перемещения наркотических веществ является стремительное развитие экстремистской и террористической активности.

События на Ближнем Востоке, а также заметно участившиеся террористические акты, в том числе и на территории России, показывают колоссальные объемы финансовой подпитки террористических бандформирований, осуществляемой, как правило, за счет средств наркоиндустрии. Современные реалии диктуют необходимость усиления правоохранительными органами мер по осуществлению подрыва инфраструктуры наркобизнеса и ликвидации транснациональных каналов поставки наркотиков.

Серьезной проблемой, с которой сталкиваются следственные органы в процессе производства по уголовным делам о незаконном изготовлении, хранении и распространении наркотических средств и психотропных веществ, является выявление соучастия и привлечение к ответственности всех фигурантов преступления. Недостаток доказательной базы приводит к тому, что зачастую соучастники преступления остаются на свободе и продолжают заниматься привычной для них противоправной деятельностью. Законодательная база России имеет конструктивный, но недостаточно распространенный в практике механизм выявления преступной сети в виде заключения досудебного соглашения о сотрудничестве с обвиняемым.

Досудебное соглашение о сотрудничестве является относительно новым элементом уголовного процесса, который Федеральным законом от 29 июня 2009 года был включен в текст УПК РФ в виде главы 40. 1 «Особый порядок принятия судебного решения при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве». Согласно положению, обвиняемый вправе заявлять ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с момента начала уголовного преследования до объявления об окончании предварительного следствия.

Этап исполнения соглашения характеризуется тем, что исполнение его стороной обвинения выражается в вынесении прокурором представления об особом порядке судебного разбирательства, которое может осуществляться в двух формах.

Согласно ч. 1 ст. 314 УПК РФ, обвиняемый в совершении преступления, наказание за которое не превышает 10 лет лишения свободы, соглашается с предъявленным обвинением и ходатайствует о постановлении приговора без проведения судебного разбирательства. При рассмотрении дел в особом порядке срок наказания, назначаемого подсудимому, не может превышать двух третьих от максимального срока наказания, предусмотренного Особой частью УК РФ.

В ходе предварительного следствия до объявления о его окончании обвиняемый заключает соглашение о сотрудничестве, в котором обязуется оказывать содействие следствию в расследовании и раскрытии преступлений, совершенных как его соучастниками, так и иными лицами. В свою очередь, должностные лица правоохранительных органов, осуществляющие уголовное преследование, гарантируют, что размер назначаемого судом наказания не будет превышать половины наиболее строгого вида наказания. По усмотрению суда наказание может быть назначено ниже низшего предела, то есть в условной форме. Кроме того, суд освобождает от отбывания наказания лицо, заключившее соглашение о сотрудничестве, если оно впервые совершило преступление небольшой и средней тяжести, или назначает более мягкое наказание, чем предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особой части УК РФ в случае его деятельного раскаяния.

Положительным примером заключения досудебного соглашения о сотрудничестве может служить уголовное дело, возбужденное УФСКН России по Московской области в 2014 году в отношении фигуранта преступной группировки, промышлявшей наркоторговлей. В результате выполнения условий досудебного соглашения обвиняемый сообщил о месте скрытия в совокупности более 27 тыс. грамм героина, а также информацию о непосредственном поставщике и о лидере преступной группировки.

Однако закон не содержит в себе перечня оснований как для удовлетворения ходатайства подозреваемого, так и для его отклонения. Поэтому желание обвиняемого сотрудничать со следствием не является главным фактором в заключении подобного соглашения. Решающую роль в этом случае играет воля прокурора, который по своему усмотрению может одобрить либо отклонить предложение обвиняемого к сотрудничеству.

Изучив уголовные дела, связанные с заключением досудебных соглашений о сотрудничестве по делам о незаконном обороте наркотиков, я выяснил, что за 2013 год в 55 случаях прокурором было отказано в заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с обвиняемым. В 2012 году было отказано в заключении соглашения о сотрудничестве 37 раз. Таким образом, прослеживается рост числа случаев, когда прокурор отказывает обвиняемому в заключении досудебного соглашения о сотрудничестве.

На мой взгляд как человека, практикующего адвокатскую деятельность, видится необходимым упрощение процедуры обжалования следователями ФСКН России отказа прокурора в заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с подозреваемым. В частности, назрела необходимость реформирования процедур регулирования правоотношений, предусмотренных частью 2 ст. 317. 2 УПК РФ. Было бы целесообразным законодательно закрепить возможность обжалования следователем решения прокурора об отказе в удовлетворении ходатайства о заключении досудебного соглашения о сотрудничестве с обвиняемым вышестоящему прокурору с согласия руководителя следственного органа. Данная процедура должна протекать аналогично ч. 4 ст. 221 УПК РФ, которая предоставляет следователю при наличии согласия руководителя следственного органа право обжаловать принятое прокурором постановление о возвращении уголовного дела для дополнительного расследования. Стоить напомнить, что в России не более 10% наркотиков, проходящих через границы, изымаются из незаконного оборота. В сложившихся условиях необходимо всестороннее содействие увеличению числа досудебных соглашений о сотрудничестве с обвиняемыми, осознание того, что подобные соглашения обеспечивают увеличение раскрываемости преступлений, гарантируют обвиняемому смягчение наказания за счет содействия в нейтрализации общественно опасных преступных связей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2204
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
2898
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2173
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3864

Другие новости