Иностранные рабочие постепенно покидают Россию. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Число иностранных работников в России стремительно сокращается. По словам чиновников, это станет долгосрочной тенденцией. По данным Федеральной миграционной службы (ФМС), количество мигрантов, вставших на учет, сократилось на треть, а количество выданных разрешений уменьшилось почти наполовину. В январе их станет еще меньше – гастарбайтеры планируют встречать Новый год на родине.
В ФМС сообщают о снижении мигрантов на территории России – речь в основном о выходцах из стран СНГ. На сегодняшний день их количество по сравнению с началом года сократилось на 8%. И это не предел, говорят специалисты. Основная причина миграционного оттока – экономический кризис, обрушивший рынок дешевой рабочей силы.
Претерпела заметные изменения и сумма денежных переводов из России в страны СНГ – она сократилась на 35%. Несмотря на это, РФ по-прежнему занимает третье место среди стран-лидеров по денежным переводам мигрантов на родину. За уходящий год они отправили своим близким около 33 млрд долл.
По словам руководителя комиссии СПЧ по миграционной политике Евгения Боброва, действительно недавно наметилась тенденция по снижению миграционного потока: если на конец сентября количество приезжих из безвизовых стран составляло 10,6 млн человек, то сейчас их примерно 9 млн: «Еще на 10% сократилось количество мигрантов, въезжающих в страну». Эксперт также прогнозирует и временный отток гастарбайтеров на новогодние праздники: «Многие предпочитают встречать их на родине, поэтому около 20% могут выехать из страны на зимние месяцы».
Однако, говорит Бобров, убыль приезжих связана еще и с тем, что многие из них выпадают из поля зрения ФМС: «Они не возвращаются на родину, а просто уходят в тень. Из-за введения системы патентов и повышения цен на них официально работать невыгодно». И правда: последние девять месяцев число мигрантов, желающих оформиться на работу в России, сократилось более чем на 40% по сравнению с прошлым годом, указывают в ФМС.
При этом в 2016 году российские власти решили сократить еще и квоту на иностранных работников из стран дальнего зарубежья почти на четверть. Она составит около 214 тыс. человек, что на 22,4% ниже показателя 2015 года. В соответствующем постановлении правительства говорится, что «объем потребности в иностранной рабочей силе на 2016 год составляет 0,3% от численности экономически активного населения России».
В отличие от мигрантов, количество украинских беженцев, несмотря на отмену льготного режима пребывания, в стране не сокращается. Сейчас их, по официальным данным, на территории РФ свыше 2,5 млн, половина из которых – жители востока Украины. Бобров связывает это с нестабильной ситуацией в соседней республике. По его словам, российские власти тоже понимают, что ситуация в Украине остается нестабильной (вплоть до возможности возобновления боевых действий), и поэтому не спешат закрывать пункты временного размещения (ПВР) для переселенцев: «Хотя ФМС обещала к концу года свернуть их все, но закрылась лишь половина».
На настоящий момент в России продолжают работу 278 ПВР для вынужденных переселенцев с территории Украины. В них расположены около 10 тыс. человек, а сами пункты закрывать не планируется, сообщил замначальника управления по вопросам гражданства ФМС РФ Геннадий Демьянченко. По его словам, в 2016-ом власти не станут сокращать финансирование пунктов.
А ранее сообщалось, что правительство уменьшило в 2015 году финансирование регионов на обеспечение мер по устройству граждан Украины, прибывающих в Россию в экстренном порядке: речь идет о сокращении на 13 млн руб. – до 556,5 млн. Между тем, как заверил замглавы МЧС Владимир Артамонов, «МЧС настраивается на долгую работу по продовольственному, медико-психологическому и информационному обеспечению вынужденных переселенцев».
Затягивание решения вопросов с предоставлением жилья и оформлением статуса беженца отмечают, в свою очередь, в докладе Комитета гражданских инициатив (КГИ). Там сообщается, что до июля 2014 года «не было даже бланков, подтверждающих статус предоставления беженцам временного убежища». Притом, считают эксперты КГИ, беженцы по своей профессиональной подготовке «выгодно отличаются» от мигрантов из Центральной Азии и «могли бы восполнить дефицит специалистов по некоторым рабочим и инженерным специальностям».