Многостраничные поправки к избирательным законам депутаты должны изучить в течение января. Фото РИА Новости
В Госдуму внесен законопроект, который кроме технических предполагает и ряд серьезных изменений избирательного законодательства. Например, сетевые издания признаются участниками кампаний и подпадают под ограничения, связанные с агитацией. Предлагается и наконец унифицировать требования к выборам разного уровня, которые в сентябре 2016 года состоятся одновременно, и к их кандидатам.
В 50-страничном документе, который подал в нижнюю палату зампред комитета Госдумы по конституционному законодательству Дмитрий Вяткин, наиболее спорной поправкой выглядит норма о том, что в одну группу могут соединяться субъекты РФ, друг с другом не граничащие. То есть кандидатам, которые в нее попадут, придется много путешествовать. Не очень понятно, для чего вдруг позволен такой своеобразный «джерримандеринг», то есть объективно не обусловленная раскройка электорального поля. Вроде бы речь идет об анклавах типа Калининградской области и, видимо, Крыма. Однако эти регионы в законе прямо не поименованы, а значит, теоретически сводить вместе можно хоть Москву с Магаданом. Интересно, что в пояснительной записке четких объяснений этому предложению нет.
Из нее при этом в целом понятно, что избирательное законодательство в начале будущего года будет откорректировано исключительно с прицелом на предстоящие выборы Госдумы. «Законопроект направлен на решение вопросов, выявленных в ходе мониторинга правоприменительной практики, осуществлявшегося в течение 2014–2015 годов, и совершенствование непротиворечивой правовой базы, которая должна позволить провести выборы депутатов Госдумы и совмещенные с ними региональные и муниципальные выборы (по предварительным данным – более 5 тыс. кампаний) в 2016 году в едином правовом поле» – вот так это формулируется официально. Здесь же можно прочитать и любопытное признание в том, что после принятия в начале прошлого года нового закона о выборах депутатов ГД работа по унификации с ним остального законодательства была проведена не в полном объеме.
Это действительно так и было. Взять хотя бы тот факт, что, к примеру, на федеральном уровне не применяется такой институт, как досрочное голосование, тогда как на региональных и местных выборах оно распространено даже слишком широко. Думская же кампания разрешает лишь открепительные удостоверения – так что в 2016-м, судя по внесенным поправкам, то же самое будет действовать и для всех прочих кампаний. Напомним, что из Кремля за последние пару лет неоднократно раздавались громкие предостережения регионалам, что досрочка объемом более 5–7% выглядит подозрительно и что в субъектах РФ, не считающихся отдаленными, это недопустимо. Однако полностью справиться с данной проблемой так и не удалось – и теперь ее просто ликвидируют, хотя и всего лишь на один раз.
Забавным от лица единоросса выглядит и предложение о том, как разоблачать кандидатов-двойников. Как известно, эта черная политтехнология особенно востребована на муниципальных выборах. Например, в многомандатном округе появление одинаковых претендентов гарантирует, что избиратель в них скорее всего запутается. Причем изменение фамилий, а то и имен-отчеств наиболее смелые кандидаты производят даже в ходе кампании. Это, понятное дело, вряд ли можно сделать так быстро без согласия на то властей. Теперь же, указывает в своем проекте Вяткин, если в бюллетень могут попасть несколько людей с одинаковой фамилией, то расставляться они должны по датам рождения, а тот, кто срочно стал другим человеком, должен официально об этом сообщить, и его прежняя фамилия будет указана в скобках.
Самые существенные изменения претерпит, похоже, тот раздел закона об основных гарантиях избирательных прав, который устанавливает правила освещения выборной кампании и проведения агитации. «НГ» уже указывала, что, скажем, Центризбирком бьет тревогу по поводу неурегулированности статуса интернет-СМИ («НГ» от 17.12.15). Депутатами эта обеспокоенность была услышана – по всему законодательству, где упоминаются массмедиа, добавлено упоминание и сетевых изданий. Они теперь тоже в начале кампании могут подавать заявления на проведение агитмероприятий – как платных, так и бесплатных.
При этом в избирательном законодательстве остаются без изменения нормы, которые до сих пор считались вроде бы спящими. Например, о том, что «в информационных телепрограммах и радиопрограммах, публикациях в периодических печатных изданиях, выпусках либо обновлениях сетевого издания сообщения о проведении предвыборных мероприятий, мероприятий, связанных с референдумом, должны даваться исключительно отдельным информационным блоком, без комментариев». На всех выборах так делало только ТВ, а газеты данное положение спокойно игнорировали. Конечно, так будет продолжаться до поры до времени – пока власти не отследят какое-нибудь нарушение и не захотят за него издание показательно покарать. Недаром в варианте Вяткина зачем-то появилась дополнительная строка о том, что такой отдельный информблок не может оплачиваться участниками выборов.
Впрочем, самое главное, что его законопроект, планирующийся к рассмотрению в первом чтении примерно в начале феврале, позволит прописать в нем ко второму чтению любые новации, необходимость в которых возникнет уже прямо накануне думской кампании 2016 года.