Пресс-конференцию Владимира Путина в прямом эфире показали всей стране. Фото Reuters
Вчера прошла традиционная пресс-конференция Владимира Путина, в ходе которой вопросы СМИ помогли президенту подвести итоги года. Международная политика вопреки ожиданиям особо не превалировала, приоритет был отдан экономическому положению страны и ее граждан.
Стоит отметить, что Путин продолжает постепенно сокращать время своих ежегодных пресс-конференций. Например, вчера общение президента с российскими и зарубежными СМИ продолжалось 3 часа 7 минут, за это время глава государства успел ответить на 44 вопроса. Таким образом, нынешняя пресс-конференция стала короче прошлогодней, продолжавшейся 3 часа 10 минут. Напомним, что самой продолжительной по времени остается его встреча с прессой в 2008 году, когда он снова стал президентом страны. Она продлилась 4 часа 40 минут, задано было более чем 100 вопросов.
В этот раз Путин решил не тратить времени на то, чтобы предварительно высказаться о ситуации в нашем государстве и вокруг него, отметив, что после своего Послания парламенту он даже и не знает, что еще сказать. Так что встреча с журналистами сразу же началась с вопросов. Первые касались экономической ситуации, и вот в ответах на них президент и смог перечислить достигнутые властью успехи.
Он не стал скрывать, что положение достаточно сложное, но все-таки никакое не критическое. Признаки стабилизации и некоторого даже роста в принципе наблюдаются. Так что работой правительства и Банка России президент в очередной раз, по его словам, более или менее доволен. Ну а чтобы развеять все сомнения, Путин напомнил, что никогда не был сторонником кадровой чехарды, считая, что раз кто-то из его подчиненных не справился, то в этом частично виноват он сам. Вот так президент четко дал понять, что кабинет министров – это по большому счету технический орган.
А затем последовательное течение пресс-конференции нарушилось – президент стал выискивать всех желающих задать ему тот или иной вопрос. Например, об отношениях России и Турции. Повторив свои уже известные высказывания о странности поведения властей этой страны, Путин таким образом, по сути дела, не ответил Татарстану, поддерживать ли республике прежние связи с Турцией, пояснив, что, конечно, гуманитарные контакты можно было бы и поддерживать, раз межгосударственные не получается. Вот, правда, было непонятно, удастся ли сохранить даже их после слов Путина о подчиненной позиции Турции перед США. Кстати, у России с Америкой, по словам Путина, взаимопонимание по Сирии как раз в последнее время растет.
А вот на просьбу все же разрешить главе Татарстана называться президентом Путин ответил неожиданно хитро: «Мы с уважением отнесемся к любому выбору народа Татарстана. Поэтому вы сами там решайте, ладно?» Впрочем, перед этим было сказано, что даже гордые кавказцы от таких титулов отказались, полагая, что в стране может быть лишь один президент.
Международная тематика всплыла вчера еще только один раз, плавно перейдя от Сирии к Украине. Кстати, вышло, что по поводу Башара Асада у России с США разногласия все-таки остаются, но Путин подтвердил, что «мы не собираемся быть большими сирийцами, чем сами сирийцы», и выведем войска, как только власть этой страны укрепится. И здесь прозвучала одна из немногих новостей вчерашней пресс-конференции. Президент РФ высказал сомнение в том, что в Сирии нам нужна постоянная авиабаза: «У меня нет такой уверенности еще и почему... Я разговаривал с европейскими коллегами, они мне говорят: а, знаем, наверно, вынашиваешь такие мысли. Я спрашиваю: зачем? Отвечают: чтобы здесь держать все под контролем. А зачем нам там держать все под контролем? Это вопрос такой очень серьезный». Однако тех, кто, возможно, с облегчением выдохнул, Путин тут же и огорчил: «Зачем нам там база? Если кого-то надо достать, мы и так достанем».
Что же касается Украины, то глава государства опять дал, по сути дела, терапевтический ответ на горячий вопрос журналиста из этой страны. Тот передал ему привет от находящихся сейчас в Киеве под судом двух россиян, напомнив об их воинских званиях. А Путин вопреки ожиданиям не стал просто говорить, что у нас там нет никаких войск, и все. «Мы никогда не говорили, что там нет людей, которые занимаются решением определенных вопросов, в том числе в военной сфере, но это не значит, что там присутствуют регулярные российские войска. Почувствуйте разницу», – заявил Путин. После чего он прямо на пресс-конференции предложил Украине двусторонний обмен всех на всех.
А вот вопросов по внутренней политике оказалось мало, да и президент ответил на них без особых подробностей. Детей крупных бизнесменов он выгородил, псковского губернатора Андрея Турчака отстранять от должности за подозрения в адрес его отца отказался, о сыновьях генпрокурора Юрия Чайки даже и говорить не стал. Ну а с главой Чечни Рамзаном Кадыровым дело об убийстве Бориса Немцова он, конечно, ни в коем случае не обсуждал, потому что это против правил.