Теперь свои протестные заявления водители адресуют уже лично президенту. Кадр из видео YouTube
Протестующие вторую неделю в Химках дальнобойщики записали видеобращение к президенту, где настаивают на проведении референдума по проблемным вопросам системы «Платон». Совет по правам человека (СПЧ) предложил ее отменить и создать более разумную альтернативу. Однако Минтранс обвиняет общественников в конъюнктуре.
СПЧ уже направил в администрацию президента рекомендации с просьбой отменить систему сборов за проезд грузовиков под названием «Платон». В этом документе правозащитники также просят Генпрокуратуру проверить законность соглашения правительства с оператором системы – компанией РТИТС. Также они хотят сделать публичным анализ эффективности механизма взимания налогов и сборов в сфере автотранспорта и грузоперевозок.
Как стало известно «НГ», при подготовке данных рекомендаций среди правозащитников возникли серьезные разногласия. В результате из документа исчез, например, пункт о введении системы сборов в тестовом режиме с уменьшенными тарифами.
Правозащитники полагают, что в ближайшее время ответа от властей и каких-то серьезных решений не последует. Чиновники будут дожидаться пресс-конференции президента, которая состоится 17 декабря. «Скорее всего они будут ориентироваться на позицию Владимира Путина, которую он озвучит. Хотя, на мой взгляд, глава государства займет сторону Минтранса и повторит слова премьер-министра. А следовательно, никаких положительных изменений в этом конфликте ожидать не стоит», – полагает член СПЧ Илья Шаблинский.
Напомним, что после запуска «Платона» в регионах идут акции протеста дальнобойщиков, которые требуют полной отмены сбора. Однако премьер-министр РФ Дмитрий Медведев уже заявил, что система не может не работать – так что ее можно лишь совершенствовать. Общественники во главе с председателем СПЧ Михаилом Федотовым предложили представителям власти отказаться от любого силового воздействия на протестующих.
Но вот вчера уже появилась информация о задержании дальнобойщиков в Москве – сначала одного после проведения им одиночного пикета, потом еще двух. Сейчас, говорит Шаблинский, около миллиона бастующих дальнобойщиков представляют собой массу разрозненных активистов. По словам эксперта, пока их пугают штрафами, в дальнейшем – будут продавливать силой и разгонять протестующих: «На мой взгляд, эта ситуация чревата массовыми посадками». Чтобы всего этого избежать, считает правозащитник, перевозчики должны сплотиться: «Федеральные каналы замалчивают ситуацию, власти не реагируют, поэтому нужны решительные действия самих участников конфликта. Речь идет о регистрации единой организации (или союза) со своим лидером и выработанной программой протестных действий, требований к власти».
Дальнобойщики между тем в целом поддержали инициативы СПЧ. В качестве ближайшей цели они рассматривают проведение представительного всероссийского съезда, который «позволил бы выработать приемлемые для всех сторон конфликта решения». Также вчера они записали видеобращение к президенту: «Мы, бастующие дальнобойщики России, требуем провести референдум по отмене системы сбора платежей за проезд автомобилей свыше 12 т по федеральным трассам».
Авторы ролика утверждают, что накануне они «перечитали текст Конституции», где говорится, что лишь народ может принимать решения, касающиеся всех граждан. Они напомнили, что, согласно социологическим опросам, 70% граждан России поддерживают их забастовку. В Минтрансе не согласились с доводами не только дальнобойщиков, но и правозащитников. «Мнение господина Федотова относительно функционирования системы «Платон», к сожалению, является конъюнктурным», – заявил глава ведомства Максим Соколов. И заверил, что по каждому из своих пунктов СПЧ получит от ведомства аргументированный ответ.