Распространителей зарубежных изданий обяжут платить госпошлину. Фото Марии Кондратьевой |
В Госдуму из правительства поступила инициатива по корректировке закона о СМИ. Учредителями изданий не смогут быть судимые за экстремизм, преступления против конституционного строя и безопасности государства, а также нарушения медийного законодательства. Сетевым СМИ предписана большая открытость перед надзирающими органами, а распространителям в России иностранных источников информации ужесточена процедура регистрации.
Сейчас учредителями СМИ нельзя быть несовершеннолетним гражданам, а также находящимся в местах заключения и недееспособным. Медиабизнес закрыт и для любых структур, деятельность которых запрещена.
Учредителем любого издания не может быть и иностранец, который постоянно не находится в России. Теперь к ним добавятся лица с неснятой или непогашенной судимостью, которые получили ее за любой тяжести преступления против конституционного строя и безопасности государства.
Хотя эта формулировка на слух вроде бы и понимается однозначно, но в соответствующей главе 29 Уголовного кодекса (УК) кроме шпионажа и госизмены, терроризма и диверсии, мятежа и насильственного захвата власти есть и гораздо более неоднозначные статьи. Например, связанные с экстремистскими проявлениями, которые нередко трактуются властью весьма широко. Или, скажем, пресловутая статья 282 УК – «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», которая часто применяется в борьбе с разного рода оппозиционерами. В этой же главе УК ныне есть и статья для тех, кто продолжает принимать участие в деятельности иностранных или международных организаций, признанных в России нежелательными.
Тем, кто был судим за нарушения закона о противодействии экстремистской деятельности и самого закона о СМИ, быть учредителями массмедиа тоже запрещается, но тут, правда, речь идет лишь о тяжких и особо тяжких преступлениях. Разработчиков правительственного законопроекта из Минсвязи при этом не смущает, что данная запретная норма если и не противоречит предыдущей, то по крайней мере является избыточной. Ведь за нарушения двух названных законов судят по конкретным статьям УК, а все подходящие из них как раз и указаны в его главе 29 – тот же экстремизм, или, к примеру, разглашение гостайны, или, скажем, публичное оправдание терроризма.
Впрочем, направленность законопроекта и без таких тонкостей вполне очевидна. Например, серьезной корректировке, судя по тексту, подвергаются статьи о порядке регистрации СМИ. Однако, по сути дела, все процедуры остаются прежними, но только более модернизированными. А вот никак не объясняемое исключение одного, вроде бы и технического, пункта вызывает настороженность. В законе теперь не будет таких слов: «Предъявление иных требований при регистрации СМИ запрещается».
Охранительная тенденция проявилась и в новом требовании к интернет-СМИ. Теперь они, как и реальные издания, должны будут указывать на своих страницах не только название, но и имена учредителей, главного редактора, все контактные данные и знаки маркировки своей продукции. В пояснительной записке прямо говорится, что это «позволит Роскомнадзору, а также иным госорганам и заинтересованным юридическим и физическим лицам динамично реагировать на распространение деструктивной информации на сайтах сетевых изданий».
Кстати говоря, в закон о СМИ впервые за все время его существования решено внести определения «регистрирующего органа» и выписываемых им в адрес СМИ предупреждений. Расшифровка этого термина выглядит так: «Предупреждение является ненормативным актом регистрирующего органа, издаваемым с целью профилактики нарушений законодательства о СМИ и указывающим на их недопустимость».
А вот повышение проходного барьера перед распространителями в России продукции иностранных СМИ правительство объясняет заботой о защите конкуренции. Мол, кто регистрирует российское СМИ, тот платит госпошлину, а транслятор зарубежных медиа до сих пор от этого был освобожден, что создает дискриминационные условия для отечественного производителя. «В период с 2012 по 2014 год Роскомнадзором выдано 34 разрешения на распространение продукции зарубежных изданий», – указывается в пояснительной записке. Кстати, право на это теперь может быть прекращено даже без уведомления соответствующего распространителя, если проведенная проверка покажет, что заграничный источник информации не соответствует российским законам о СМИ и о борьбе с экстремизмом.