Тюменские коммунисты солидарны с дальнобойщиками. Фото пресс-службы Тюменского обкома КПРФ
Дальнобойщики собирают на конец этой недели крупную акцию протеста в Москве в том случае, если их требование по отмене сборов за проезд по федеральным трассам не будет выполнено. На подъездах к столице скапливаются сотни машин. «НГ» выяснила, какие из российских политических партий будут готовы присоединиться к уличным протестам в Москве и чья активность на этом поле может принести дивиденды.
Коммунисты вчера пригласили на субботнюю встречу с дальнобойщиками премьер-министра Дмитрия Медведева. Как рассказал «НГ» журналист Арсений Веснин, путешествующий с колонной питерских водителей, помимо нее сейчас в Подмосковье находятся 50 дальнобойщиков из Дагестана, еще 150 добрались уже до Тамбова, есть 15 машин из Костромы и 15 из Новгорода, подъезжают и представители других регионов.
«Дезинформируют, что дальнобойщики уезжают. Неправда, их становится больше», – сказал Веснин.
Так как единого центра организации у протестующих нет, к поддержке водителей подключаются представители различных политструктур. Причем, кроме коммунистов, остальные парламентские партии в оценках и действиях более сдержанны, хотя дальнобойщиков и не критикуют. Депутаты ныне единогласно заявляют, что в 2011 году, когда они сами и принимали закон о дорожных сборах с тяжелых грузовиков, была одна экономическая и политическая ситуация, а теперь она совершенно другая, в соответствии с ней и надо сейчас действовать.
Так, глава комитета Госдумы по делам общественных объединений Ярослав Нилов (ЛДПР) заявил «НГ», что «ЛДПР с первого дня поддерживает протестующих, партия сразу внесла проект закона с предложением наложить мораторий на действие этой системы на год». Вчера с подобной же инициативой выступила и КПРФ, а «Единая Россия» в ГД поставила себе в заслугу законопроект о снижении штрафов для дальнобойщиков в 100 раз. «Как показывает практика, дальнобойщика беспокоит в основном непонятная, непрозрачная и странная система, когда необходимо сперва платить, а потом ехать, маршрут менять нельзя, приобрести прибор соответствующий – тоже проблема, как вести бухучет – непонятно», – сказал Нилов. По его словам, «надо садиться за стол переговоров, а после этого, может быть, ввести систему в тестовом режиме». Как отметил депутат, если ЛДПР пригласят на митинги дальнобойщиков, она в них участвовать будет. При этом парламентарий заметил: «Мы не можем навязываться».
Зампред фракции «Справедливая Россия» Александр Агеев сообщил «НГ», что партия поддерживает дальнобойщиков. «В такой ситуации нужно вводить мораторий, мы здесь на стороне людей», – заявил он. Первый зампред комитета по транспорту Михаил Брячак (СР) сказал «НГ», что именно из-за позиции эсэров удалось добиться снижения транспортной пошлины. Что касается акций протеста, то Брячак пояснил: в партии придерживаются позиции «нормативного регулирования и переговоров с правительством». «Улица никогда не давала никаких позитивных результатов и заканчивалась плохо», – уверен он.
Из внесистемной оппозиции одними из первых за дальнобойщиков выступила Партия прогресса Алексея Навального. Там объявили о создании телефонной линии экстренной юридической поддержки водителей, а также об организации мобильных групп, реагирующих на задержания грузовиков правоохранителями. «Мы выражаем солидарность с требованиями дальнобойщиков по отмене «Платона». Эти поборы, как полагают наши юристы, абсолютно незаконная история», – заявил «НГ» председатель московского отделения Партии прогресса Николай Ляскин. Он подчеркнул, что «мы против разговоров, что кто-то перехватывает их протест, дальнобойщики – отличные ребята, у них и так получается, не надо им ничего навязывать».
В «Яблоке» «НГ» сказали, что «выражают восхищение» дальнобойщиками, «которые отказываются платить дань олигархам». «Мы полностью поддерживаем их акцию, и если они доедут до Москвы, присоединимся к протестам, – заявил «НГ» председатель «Яблока» Сергей Митрохин. – «Яблочные» акции в их поддержку уже прошли в нескольких регионах, включая Вологду и Кострому».
Активисты партии в Петербурге и Новосибирске активно участвуют в протестных действиях, рассказал «НГ» зампред «Демократического выбора» Кирилл Шулика. «Мы поддерживаем требования дальнобойщиков. У нас вообще позиция партии в экономической программе заключается в том, что мы против повышения любых налогов и сборов, а уж особенно сборов по непрозрачной схеме в пользу Ротенбергов», – объяснил Шулика. Он, впрочем, считает, что ничего политического из протестов дальнобойщиков не вырастет. Из-за этого неполитического характера протеста официально партии не следует в них участвовать, полагает он. Но допускает, что отдельные активисты, в том числе и он сам, их активно поддержат.
Схожей позиции придерживаются и в ПАРНАСе. «Это не политический процесс, и в этом смысле мы не хотим вмешиваться в эту историю с организационной точки зрения, – сказал «НГ» зампред ПАРНАСа Константин Мерзликин. – Мы в целом поддерживаем их требования и их забастовку как вид деятельности, поскольку профсоюзная защита в нашей стране практически отсутствует. Однако мы не хотим извлекать политические дивиденды из сложившейся ситуации».
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев полагает, что наибольшую активность в ситуации с протестами дальнобойщиков проявил Навальный. «Партия прогресса не зарегистрирована, поэтому трудно говорить о каких-то политических плюсах для нее, все пойдет лично Навальному», – считает Калачев. Что касается коммунистов, то они, отметил эксперт, изначально вели себя очень сдержанно и продолжают делать это до сих пор, но «если бы они не вмешались, их бы упрекнули в оппортунизме и сервильности». «Позиция же ПАРНАСа мне непонятна: напротив, надо выходить за рамки московской либеральной резервации, и поддержка дальнобойщиков стала бы такой возможностью», – заключил Калачев.
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сказал «НГ», что явные выгодоприобретатели – это, конечно, коммунисты. О непарламентских же партиях, отметил он, дальнобойщики вообще мало что знают. Что касается КПРФ, то у нее есть свобода маневра: «Перед дальнобойщиками – быть их защитниками, а перед властью – выступать в качестве силы, которая вводит протест в управляемый режим и не дает его использовать «антипатриотическим силам». А вот демократическая оппозиция, пояснил эксперт, настроена осторожно по отношению к этому протесту хотя бы потому, что тут мало ее электората. Ведь даже сейчас многие дальнобойщики выражают надежду на поддержку со стороны власти.