0
12373
Газета Политика Интернет-версия

26.11.2015 00:01:00

Конец эпохи романтизма Александра Бастрыкина

Тэги: скр, реформы, александр бастрыкин, единый следственный орган


скр, реформы, александр бастрыкин, единый следственный орган Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин сообщил, что реформы в его ведомстве пока не будет. Фото РИА Новости

Председатель Следственного комитета (СК) России Александр Бастрыкин объявил, что деятельность по созданию единого в стране следственного органа сейчас заморожена. А сам он относится к такой идее более осторожно после ее критики со стороны руководителей других правоохранительных структур. Глава СК заявил, что пока он находится в этой своей должности, он поднимать данную тему не станет. Эксперты не исключают, что Бастрыкин дает понять: теперь дело за политическим решением президента.

В ходе своей лекции в МГУ председатель СК высказался о замораживании планов по образованию в России единой структуры расследования преступлений очень красиво. «Это была эпоха моего романтизма. Мне казалось, что можно было бы попробовать создать единый следственный орган, это и экономически, и финансово было бы выгодно. Но не все руководители ведомств эту идею поддержали. Послушав аргументы коллег, я стал осторожнее к этой идее подходить», – пояснил он.

Более того, Бастрыкин произнес перед слушателями его речи даже что-то вроде спонтанной клятвы: «И я для себя решил, что я для себя, пока я в этом качестве, возобновлять не буду». Может быть, из-за того, что это был экспромт, и получилось, что осталось до конца непонятным, в чем же глава СК все-таки поклялся. Напомним, что он начал выступать за единый следственный орган с 2011 года, с самого момента выделения из прокуратуры следователей в отдельную структуру – сначала как бы сбоку от надзорного ведомства, а потом и вовсе вне него.

«Были встречи, дискуссии и разговоры. Послушав мнение МВД, я подумал, что мне это не надо» – вот так мягко охарактеризовал Бастрыкин позицию полицейского начальства. А потом отчего-то добавил, что для преодоления несогласия у него нет «ни моральных сил, ни организационных решений». Затронул председатель СК и такой аспект предполагавшегося объединения под одной крышей его следователей и их коллег из МВД и Госнаркоконтроля, как кадрово-финансовые трудности. Говоря же о таких новых структурах, получивших право проводить следственные действия, как, скажем, военная полиция, он даже сказал, что это не соединение, а, наоборот, раздробление следствия все-таки правильное. Тем более что, по его словам, «мы посчитали, что нам выгоднее: в современных финансовых условиях не время нам переходить на собственный куш. У нас много социальных задач, если мы возьмем Военно-следственное управление, 2,5 тыс. человек, на собственное содержание, мы будем испытывать определенные финансовые трудности».

В общем, именно современную экономическую ситуацию Бастрыкин и указал главной виновницей своего отказа от тем не менее, по его словам, объективно правильной идеи, к которой стратегически Россия все-таки придет. И действительно, как напомнил «НГ» зампред комитета Госдумы по безопасности Дмитрий Горовцов («Справедливая Россия»), в том законопроекте, который ходил по рукам и кабинетам весь 2013 год, говорилось о примерно 98 млрд руб., потребных для финансирования нового правоохранительного органа. При этом, заметил депутат, «Минфин под этими деньгами – по крайней мере на бумаге – подписался, а правительство дало на проект положительное заключение».

Впрочем, по его словам, два ведомства тогда заняли особую позицию. ФСБ оговорило свою визу тем, что их следствие никуда передаваться не будет – и Бастрыкин с этим согласился сразу же. МВД же категорически отвергло возможность передачи своих примерно 40 тыс. сотрудников без твердой гарантии, что денежное содержание им будет на новом месте службы сохранено без уменьшения. «Это была хорошая аппаратная хитрость, МВД знало, что следователи СК получают меньше полицейских, так что всем новичкам с первых же дней прежнюю зарплату никто гарантировать не мог», – подчеркнул Горовцов. Тогда же, кстати, задумался и Минфин, сообразивший, что почти 100 млрд могут стать лишь первоначальной суммой.

А затем к борьбе против «монстра», как его быстро стали называть среди правоохранителей, подключилась и Генеральная прокуратура. «В конце декабря 2013 года наш комитет провел выездное заседание в СК по приглашению самого Бастрыкина. И я лично задал ему вопрос: что с созданием единого следствия? А он ответил, что законопроект готов, но пока решено с его принятием не торопиться, отнеся примерно на 2016–2017 годы, да и его введение в действие растянуть на пару-тройку лет. Вот это и были последние официальные новости о едином следственном комитете», – заявил «НГ» Горовцов.

Тем не менее он отметил, что слова Быстрыкина можно понимать и так – лично он лоббировать данную идею не будет, потому что уже все аргументы в ее пользу высказал, так что теперь дело за политическим решением главы государства, которому глава СК по закону подчиняется напрямую. Стоит отметить, кстати, что сам президент Владимир Путин на встрече с правозащитниками признался: «Может быть, рано это делать, если не решить предварительно целый набор вопросов. Если уж мы подойдем к этому когда-нибудь, то, конечно, нельзя будет перегрузить Следственный комитет определенными составами преступлений, от большого количества которых он просто захлебнется». Имелось в виду, что укрупненному СК предполагалось отдать расследование практически всех тяжких и особо тяжких преступлений. Например, ФСБ должна была передать террористические статьи.

Депутат петербургского Заксобрания, юрист Александр Кобринский заявил «НГ»: «Любая такая централизация неправильна, потому что у всех свои задачи. Он напомнил, что в свое время Ельцин тоже хотел создать большое силовое ведомство: соединить госбезопасность и МВД, но Конституционный суд признал это неправильным. Эксперт пояснил, что «такая централизация приводит к уменьшению возможностей граждан, к увеличению коррупции и нарушениям закона, потому что чем больше структур, тем больше шансов, что они друг за другом уследят». «Неизвестно, почему решили отказаться: то ли здравый смысл восторжествовал, то ли  руководство МВД оказалось более влиятельным, чем предполагалось, – оно же не заинтересовано в урезании своих полномочий», – резюмировал Кобринский.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Бои в зоне СВО и на «курском фронте» по-прежнему ожесточенные

Денис Писарев

Экс-представитель Трампа по Украине обозначил возможные условия урегулирования конфликта

0
3254
Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

Региональная политика 30 декабря – 2 января в зеркале Telegram

0
1801
Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

Официальные курсы валют до 9 января 2025 года

0
4575
Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий. Правила счисления. Навстречу 2025 году

Андрей Быстрицкий

0
5956

Другие новости