Именно за эту фотографию Игоря Плотницкого адвоката Марка Фейгина могут привлечь к уголовной ответственности. Фото со страницы Марка Фейгина в Twitter |
Вчера в Донецком суде Ростовской области продолжился процесс по делу украинской летчицы Надежды Савченко. Выяснилось, что теперь дела могут быть заведены на ее защитников Марка Фейгина и Николая Полозова. Накануне в суде выступил в закрытом режиме глава ЛНР Игорь Плотницкий, а адвокаты разместили в соцсетях его фотографии и свою оценку его показаний. Решение о привлечении их к ответственности может быть вынесено вместе с приговором Савченко.
Адвокатам Савченко было запрещено обнародовать выступление Плотницкого в суде, и в целом они этот запрет соблюли, но не смогли отказаться от комментариев в своих Twitter. Напомним, что защитники ждали показаний Плотницкого, называя их кульминацией всего процесса (см. «НГ» от 17.11.15).
Вчера стало известно, что первым угрозу уголовного преследования получил Фейгин, выложивший у себя фото Плотницкого в зале суда и написавший: «Плотницкий старается давать показания в отношении Савченко подчеркнуто корректно». Полозов оказался более резок: «Плотницкий говорил по протоколу своих показаний, данных на предварительном следствии, то есть озвучивал версию Следственного комитета. В общем, Плотницкий лгал, как и на предварительном следствии. Суд закрыли, чтобы его ложь меньше тиражировалась». Обвинение посчитало эти действия нарушением режима закрытого заседания.
Как сообщил Фейгин, частное определение о привлечении к уголовной ответственности его и Полозова будет вынесено вместе с приговором Савченко. По мнению Полозова, «уголовное преследование меня и Фейгина – это месть власти за независимую и честную защиту Савченко. За работу по делу. Им мало было похитить и незаконно удерживать Савченко в заложниках, они еще и защиту решили прессовать».
Депутат Заксобрания Санкт-Петербурга юрист Александр Кобринский пояснил «НГ», что «будет частное определение – это значит, что суд просит СК возбудить уголовное дело». Он напомнил, что обычно судебное заседание закрывают тогда, когда оглашаются данные, составляющие военную или государственную тайну, или когда существует угроза безопасности, но этим в последнее время злоупотребляют: «Закрытое заседание нередко проводится, когда нужно нарушить принцип открытости суда. Когда в суде скорее всего творится что-то заказное, и надо, чтобы люди не увидели, что суд не является честным и беспристрастным и что он заранее стоит на какой-то позиции». Как считает Кобринский, в данном случае закрытое заседание политически мотивировано, чтобы «большинство людей не увидело, что все доказательства по делу притянуты за уши». По его мнению, «поступок Фейгина – мужественный, он, несмотря на уголовное преследование, постарался сделать процесс более открытым».
Адвокат Дмитрий Аграновский пояснил «НГ», что если заседание закрытое, то сведения, которые изучались на нем, не должны стать достоянием общественности. Но он не понял, при чем тут уголовная ответственность. Обычно, пояснил он, она дисциплинарная – «надо написать в Адвокатскую палату, чтобы на защитников наложили взыскание, но для уголовной ответственности просто не могут подобрать подходящей статьи даже близко». По его словам, ему такие случаи в судах неизвестны вообще, но «сейчас с адвокатами стали обходиться бесцеремонно».
По мнению же адвоката Вадима Прохорова, «это, с одной стороны, воздействие на защиту, а с другой – наступление на свободу обмена информацией». Он считает, требования обвинения не обоснованны: «Если бы на процессе сообщили местонахождение злоумышленников, которых надо взять, – это одно дело, но фотография Плотницкого и его позиция – другое. Что разглашено – фотография Плотницкого? А его никто раньше не видел? Его же показания общеизвестны».
Вчера же на процессе продолжилось представление доказательств со стороны обвинения. Например, была предъявлена видеозапись допроса священника Владимира Марецкого из Луганска, воевавшего на стороне ополченцев и попавшего в плен к батальону «Айдар». Он утверждал, что Савченко избивала и его, и других пленных. Защита уверяет, что в тот день, когда Марецкого взяли в плен во время погромов избирательных участков в поселке Новоайдар Луганской области, Савченко была в совершенно другом месте – она голосовала по месту прописки в Киеве.
Следующее заседание по делу Надежды Савченко состоится в понедельник, 23 ноября. На нем продолжится предъявление доказательств со стороны обвинения.