Сергей Алексашенко считает, что из-за политики экономические прогнозы по России делать трудно. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Российский экономист Сергей Алексашенко заявил из Америки, что в ближайшие годы экономику РФ ждет устойчивая стагнация. Однако коллапса не будет хотя бы потому, что она реально рыночная, спрос на нефть, пусть и небольшой, остается, а власть не делает фатальных ошибок. Политэмигрант Алексашенко похвалил Демократическую коалицию за участие в выборах, но пояснил, что он не видит смысла возвращаться в Россию ранее 2024 года.
Эти заявления Алексашенко сделал в Вашингтоне в рамках цикла лекций по местному самоуправлению в США, участие в которых приняли и приглашенные из России эксперты и журналисты. По его словам, выстраивание экономистами более или менее адекватных прогнозов осложняется тем, что нездоровый политический климат непропорционально отражается на российской экономике. «Главная перспектива страны – стагнация с ростом в ближайшие годы на 0,5–1,5% в год», – отметил Алексашенко.
Он подчеркнул, что замедление темпов роста началось еще до присоединения Крыма и западных санкций, при нефти свыше 100 долл. за баррель. «Почему она стала замедляться? Просто бизнес перестал инвестировать в Россию, поскольку перспективы потерять дело и оказаться в тюрьме стали крайне высоки за последние 10 лет», – полагает Алексашенко. Экономист подчеркнул, что речь идет не о транснациональных корпорациях, а о малом, среднем и крупном бизнесе.
Впрочем, по мнению Алексашенко, запас прочности и у российской экономики, которая сейчас терпит серьезные трудности, а значит, и у режима все-таки достаточно большой. «Сила российской экономики в том, что она рыночная, и рынок пока сам себя регулирует. Например, часто экономики в условиях авторитарного правительства рушились, когда власти начинали вводить контроль за ценами. Путин ни разу не сделал ни одного шага по замораживанию цен», – признал экономист. По его словам, к коллапсу нынешней экономической системы России может привести только снижение спроса на сырье, к которому неизбежно приведет технологический прогресс: «Не снижение цен на нефть, а момент, когда ее перестанут покупать. Пока нефть покупают, пусть и дешево, система все равно будет работать».
Алексашенко представил и свои соображения, какими инструментами можно было бы вывести Россию из кризиса. К сожалению, собственно экономических рецептов от него не поступило. «Исправить ситуацию можно, только вернув независимый суд, политическую конкуренцию и свободу слова», – заявил он.
Алексашенко вообще больше предпочитал высказываться о политике. Например, уверен он, в последнее время россияне перестали выходить на митинги протеста в том числе из-за жесткого разгона акции 6 мая 2012 года, который всем показали по телевизору. Политэмигрант отметил: после просмотра таких телепередач люди уже понимают, что участие в подобных акциях может стоить им здоровья, а также грозит уголовным делом, в то время как положительные последствия протестных мероприятий совсем не очевидны.
Выбравший свободу в США экономист тем не менее приветствовал участие Демократической коалиции на базе ПАРНАСа в региональных выборах в Костроме и Новосибирске. По его словам, хотя получить депутатские мандаты там не удалось, «рано или поздно в России все равно будут честные выборы, в которых нужно будет участвовать, так что то, что делает оппозиция сейчас, называется тренировкой».
Взгляды же Алексашенко на ближайшее будущее, как упоминалось, весьма пессимистические. Например, он уверен, что «по состоянию на сегодня шансы ПАРНАСа на допуск к выборам в Госдуму составляют 95%, поскольку в Кремле осознают, что у оппозиции нет ни средств, ни сильных лидеров, ни актуальных для большинства политических лозунгов». А вот если что-то в этой ситуации изменится, то в Кремле под любым предлогом смогут отменить этот допуск, резюмировал экономист.
На вопрос корреспондента «НГ» о том, когда Алексашенко планирует вернуться в Россию, тот заявил, что не видит в этом смысла. «А зачем мне возвращаться? Нынешний режим скорее всего сохранится как минимум до 2024 года. Мне тогда будет 65 лет, и что я буду делать? Пенсию получать? Мне ее и так начислят на карту, прямо в США». Он отметил, что как раз в этом году в американскую школу пошел его шестилетний сын.
Напомним, что Алексашенко стал третьим видным российским экономистом, покинувшим страну за последние годы. К примеру, весной о решении уехать преподавать в США объявил экс-проректор Российской экономической школы (РЭШ) Константин Сонин, ранее в эмиграцию по политическим мотивам уехал ректор этой же структуры Сергей Гуриев.
Вашингтон