Тем обитателям СИЗО, которые соблюдают правила режима, ФСИН обещает больше спорта. Фото с сайта www.fsin.su
Количество подозреваемых и обвиняемых, помещенных в следственные изоляторы (СИЗО), продолжает расти. Правозащитники напоминают, что многие из них по условиям содержания не соответствуют даже российским нормативам. Они предлагают властям более широко использовать домашний арест. В Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) вместо предложений по разгрузке изоляторов подготовлен законопроект о предоставлении поблажек их послушным обитателям.
ФСИН предлагает всячески поощрять арестантов за хорошее поведение. Им будут предоставлены, например, такие льготы, как дополнительная прогулка или внеочередное свидание с родственниками, посещение спортзала, увеличение количества посылок. Поблажки, говорится в законопроекте, будут положены тем, «кто нормально себя ведет, не имеет выговора, помещения в карцер и т.д.». Сейчас документ проходит согласование с другими правоохранительными органами. Также ФСИН планирует более подробно прописать порядок наложения и снятия взысканий, чего прежде не было в законе. О каких именно изменениях идет речь, в ведомстве пока не уточняют.
Между тем количество граждан, получивших СИЗО в качестве меры пресечения, продолжает увеличиваться. «За 10 месяцев этого года к нам поступило 205 тыс. человек», – заявил на днях замдиректора ФСИН Валерий Бояринцев. Он отметил, что это на 4 тыс. человек больше, чем за тот же период прошлого года. Всего, по данным ведомства, в стране сейчас функционирует 218 СИЗО, и в них содержатся более 110 тыс. подозреваемых и обвиняемых. Бояринцев признал, что в целом трудная ситуация с изоляторами по стране остается прежней. Например, все так же остро стоит вопрос с их переполненностью. На сегодняшний день норма площади на одного человека, которая составляет 4 кв. м, не соблюдается в 54 СИЗО по всей стране.
Поэтому в планах ФСИН открыть к концу следующего года девять новых изоляторов, соответствующих «европейским стандартам». На каждого сидельца там отводится не менее 7 кв. м. «Евроизоляторы» должны появиться в тех регионах, где сильнее всего ощущается проблема жизненного пространства, – в частности, в Екатеринбурге и Красноярске. ФСИН продолжает и работу по технической оснащенности мест принудительного заключения. Многие СИЗО оборудуются интегрированными системами безопасности. Уже скоро доступ в них будет осуществляться только после сканирования отпечатков пальцев или сетчатки глаз, а за поведением постояльцев можно будет следить в онлайн-режиме.
Правозащитник Валерий Борщев подчеркивает: проблема переполненности СИЗО возникает прежде всего из-за того, что туда попадают не столько опасные преступники, сколько люди, совершившие незначительные правонарушения. В качестве решения проблемы эксперт предлагает воспользоваться опытом Скандинавии, где при отсутствии свободных мест за решеткой таким гражданам дается некая отсрочка. Их просто ставят на очередь, а пока камеры заняты, человек пребывает под домашним арестом. Борщев раскритиковал и законопроект ФСИН о льготах для послушных «при нынешней системе наложения взысканий, когда все, по сути, решает руководство учреждения». Борщев пояснил, что сегодня злостным нарушением режима считается любая мелочь: например, если заключенный не успел вовремя поздороваться, забыл руки за спину завести и т.д.
«Если сохранится нынешняя практика, то все разговоры о поощрениях не имеют смысла, эта инициатива приведет только к еще большей коррупции», – уверен собеседник «НГ». У самого Борщева другие предложения: «Ужесточить требования к соблюдению международных норм, подписанных РФ, о гарантии каждому заключенному положенных 4 кв. м. Если они не соблюдаются, то суды и следователи должны нести административную ответственность. Должны проводиться прокурорские проверки, чтобы выяснить, насколько правомерны были их решения о заключении под стражу».
Инициативу ФСИН не понял и глава движения «За права человека» Лев Пономарев: «Формально это выглядит правильно. Но складывается впечатление, что это лишь красивые слова, за которыми прячется чудовищная реальность». По словам правозащитника, изменений не произойдет, пока в стране хотя бы не ликвидируют так называемые пыточные зоны. Как отметил Пономарев, у силовиков в этом отношении появилась новая практика. Сначала заключенного избивают, затем позволяют написать жалобу на сотрудников ФСИН, а потом заставляют подать другое заявление: дескать, он намеренно их оклеветал и поэтому просит возбудить против себя дело. «И над ним уже начинается новый процесс, уже за клевету», – сетует правозащитник. Пономарев утверждает, что жалоб на уголовно-исполнительную систему меньше за последнее время не стало.