Правозащитный центр «Мемориал» опубликовал обновленный список российских политзаключенных
Как говорится на сайте «Мемориала», общее число политзаключенных
Как пояснил «НГ» руководитель программы поддержки политзаключенных правозащитного центра «Мемориал» Сергей Давидис, эта разница между общим и списочным числом политзаключенных легко объясняется. Люди, о которых раньше говорили в «Мемориале», все-таки освобождаются из заключения и из-под стражи. Например, на свободу вышли несколько узников «болотного дела», оправданы четверо парашютистов, покрасивших в цвета украинского флага звезду на московской высотке, освобождены обвиняемые в призывах к экстремизму организаторы «Марша за федерализацию Кубани»Сергей Титоренко и Дарья Полюдова. Муниципальный депутат Константин Янкаускас освобожден из-под домашнего ареста, бывшего главу избирательного штаба РПР–ПАРНАС на выборах в Костроме Андрея Пивоварова освободили из-под стражи.
Как пояснил Давидис, список действительно заведомо неполный: «Мы делаем вывод, что человек является политзаключенным
Любопытно, что тем не менее в списке «Мемориала» фигурирует довольно много членов запрещенной в России исламской организации «Хизб ут-Тахрир». Давидис пояснил, что «Мемориал» всегда считал их политзаключенным
По мнению Давидиса, «Хизб ут-Тахрир» преследуется в России «на фоне борьбы с исламскими террористами, у нас и на Ближнем Востоке», чтобы «показать актуальность исламской угрозы». «Это фабрикации результатов деятельности силовых ведомств в борьбе с экстремизмом ввиду ее реального отсутствия, но необходимости показывать результат», – считает Давидис.
Он отметил, что кроме вышеназванных трех групп политзаключенных можно выделить и еще одну, появившуюся по «делам об Украине». По его словам, это дела либо по высказанной позиции – как, например, в отношении Рафита Кашапова, который в Татарстане осужден на три года за публично высказанную в Интернете позицию по Крыму, либо против украинских граждан – таких как летчица Надежда Савченко и режиссер Олег Сенцов. Между тем, рассказал Давидис, какие-то группы политзаключенных «перестают быть актуальными», хотя люди все равно сидят. Например, новые «дела журналистов» практически не появляются, «но по-прежнему сидит Сергей Резник в Ростове». Прекратились преследования и членов запрещенной в РФ Национал-большев
С момента публикации последнего списка в августе 2015 года оказались на свободе семь человек, но за это же время список пополнили восемь фамилий: члены инициативной группы по проведению референдума «За ответственную власть» Юрий Мухин, Александр Соколов и Валерий Парфенов – обвиняемые в организации деятельности экстремистской организации;Виталий Шишкин – обвиняемый в призывах к массовым беспорядкам и в действиях, направленных на возбуждение ненависти или вражды; Геннадий Кравцов – обвиняемый в госизмене; Игорь Житенев – обвиняемый в вымогательстве;Багир Казиханов – обвиняемый в организации деятельности запрещенного религиозного объединения; Вадим Тюменцев – обвиняемый в публичных призывы к экстремизму с использованием Интернета и в действиях, направленных на возбуждение ненависти либо вражды.