Такой монумент памяти жертв политрепрессий появится в Москве через пару лет. Фото с сайта www.gmig.ru
Новый сайт, где люди могут разместить информацию о своих репрессированных и побывавших в лагерях родственниках, называется «Бессмертный барак». Как объяснили его создатели, главная цель проекта – восстановление исторической справедливости.
Руководитель проекта «Бессмертный барак» Андрей Шалаев сообщил, что в основном информацию для проекта присылают родственники репрессированных. По его словам, организаторы сайта намерены собрать как можно больше исторических фактов в одном месте. Он напомнил, что вообще-то проект в соцсетях был запущен уже полгода назад, но сайт открыт только на днях. Можно предположить, что название проекту, дано по аналогии с уже знаменитым «Бессмертным полком». В то же время, руководитель проекта заявил, что главная цель проекта - напомнить людям об ужасах сталинского времени, которые в последние годы общество стало забывать, и, «что еще хуже, прославлять Сталина и его эпоху». По его мнению, в этом виновата телевизионная пропаганда, и половинчатая политика власти в этом вопросе: «несмотря на то, что будет открыт музей и памятник, посвященный жертвам репрессий, власть засекретила еще на 30 лет документы того периода». Шалаев напомнил, что «в советское время погибли миллионы невинных, которые были просто вычеркнуты из истории».
Он подчеркнул: отличие «Бессмертного барака» от других подобных проектов, например от существующих книг памяти «Мемориала», акции «Возвращенные имена» и других, в том, что на сайте размещаются не только имена жертв, но и палачей: и судей – членов троек, которые выносили быстрые приговоры, и даже тех, кто осуществлял казни. Кроме того, на сайте соединены истории родственников, вместе пострадавших от тоталитарного режима: например, на странице расстрелянного отца есть ссылки на страницу сына, попавшего в лагеря. Он пояснил, что имена судей и палачей не всегда были засекречены: «В 90-е годы люди получили возможность доступа к делам, и там были фамилии тех, кто осуществлял так называемое правосудие. Кстати, там были и примеры того, что те или иные члены судебных троек тоже потом были расстреляны».
Шалаев в связи с этим подчеркнул, что является противником проведенной поголовной реабилитации всех репрессированных в те годы. Именно потому, что «палачей, расстрелянных этим режимом, реабилитировали вместе с жертвами без разбора, и за свои деяния те, кто расстреливал, и те, кто решения об этом выносил, так и не были осуждены». Он напомнил, что сейчас разрабатывается проект общественного трибунала над Сталиным, и отметил, что «Бессмертный барак» будет одной из площадок для участия народа в данном процессе.
Руководитель программы поддержки политзаключенных правозащитного центра «Мемориал» Сергей Давидиссказал «НГ», что этот проект поддерживает, ведь это восстановление памяти и полноты восприятия истории со всеми ее трагическими страницами. По его словам, противопоставлять «Бессмертный полк» и «Бессмертный барак» никакого смысла нет, потому что «многие люди были одновременно и победителями и жертвами: воевали и сидели, например, Солженицын, так что рисовать великую эпоху, где были одни победы, – это просто глупо». Давидис напомнил, что в свое время «Бессмертный полк» был создан как частная инициатива, а потом уже захвачен властью. «Вне сомнения этот проект принес пользу, потому что люди вспомнили своих предков. Но потомки репрессированных тоже имеют право на память, а значит, и победу над теми, кто расправлялся с ними», – отметил он.