Фото Reuters
Правительство утвердило второй этап Концепции миграционной политики. Этот документ, как ожидается, поможет в целом справиться с идущими в Россию потоками нелегалов. В президентском Совете по правам человека (СПЧ), правда, опасаются, что в результате коррумпированные чиновники будут и дальше наживаться на приезжих. Эксперты же не исключают возрастания террористической угрозы, отмечая, что под видом трудовых мигрантов в страну сегодня проникает все больше радикалов.
Второй этап Концепции государственной миграционной политики страны должен быть реализован к 2020 году, отвечает за это Федеральная миграционная служба (ФМС).
В документе, в частности, говорится об усилении контроля за въездом иностранцев в РФ и организации «целевого» набор гастарбайтеров в рамках международного сотрудничества. В программе также упомянуты законопроекты, «совершенствующие институты разрешения на временное проживание и вида на жительство», и мониторинг правоприменительной практики в отношении приезжих. Документ предусматривает и заключение международных соглашений о временной трудовой деятельности, об организованном наборе граждан для работы в РФ, о взаимном признании странами медицинских документов.
Как выяснила «НГ», после встречи с президентом Владимиром Путиным 1 октября СПЧ направил в Кремль свои предложения по миграционной политике. Ответа на них правозащитники пока не получили. «У нас был целый пакет инициатив, дающих дополнительные правовые и экономические гарантии трудовым мигрантам, не нарушающим закон. Но в части миграционной тематики Кремль нас вообще не слышит», – сказал «НГ» глава комиссии СПЧ по миграционной политике Евгений Бобров. По его словам, реальные действия чиновников на местах и вовсе противоречат основной цели концепции: «Они делают все для того, чтобы еще больше ужесточить административные барьеры и превратить миграцию в средство извлечения прибыли. Зачем, например, власти определили частные уполномоченные организации для выдачи патентов и принятия экзаменов, когда это должны были делать госструктуры? Чтобы была возможность заработать!» Бобров считает, что в дальнейшем такие действия могут стать причиной миграционных конфликтов. «Мигранты особо не жалуются, поэтому ни СПЧ, ни остальные госорганы не могут оценить недовольство среди приезжих. Но оно постепенно копится и может в итоге привести к появлению в России новых радикальных течений», – говорит правозащитник.
В ФМС, правда, считают, что ситуация с миграцией хоть и медленно, но улучшается. Представители ведомства связывают это с тем, что за последние три года в стране приняли ряд инициатив, призванных снизить количество правонарушений в сфере миграции, – законодатели ужесточили наказание за организацию незаконной миграции, а также расширили перечень оснований для закрытия въезда в РФ. Напомним, Концепция миграционной политики РФ была утверждена в 2012 году и поделена на три этапа – первый проходил до 2015 года, третий закончится в 2025-м. Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук Владимир Сотников считает, что сам по себе этот документ довольно удачный. Однако он допускает, что с его реализацией могут возникнуть трудности: «Введенные против России санкции, мировой финансовый кризис – все это способствовало тому, что мигранты лишились возможности переводить денежные средства в достаточном количестве к себе на родину. Постепенно выходцы из Центральной Азии стали покидать пределы нашей страны. Если вторая часть концепции будет осуществлена в полном объеме и чиновники станут действовать в соответствии с прописанными в ней правилами, потоки миграции можно будет регулировать, направлять их в нужное русло и отсеивать ненужных нам гастарбайтеров. Но есть и такая вероятность, что из-за бюрократизма и коррупции все это останется лишь в планах».
Сотников, кстати, тоже сказал «НГ», что сейчас возникла новая угроза, связанная с приезжими, – вероятность террористических проявлений. Под видом обычных трудовых мигрантов, не исключают эксперты, в страну движется поток экстремистов и террористов. «Они приезжают из республик Центральной Азии для создания террористического подполья и интернационала, включая запрещенное в России «Исламское государство», которое имеет законспирированные ячейки. Экстремисты активно вербуют сторонников среди мигрантов, а также выходцев с Северного Кавказа. С учетом начавшейся борьбы против международного терроризма я допускаю возможность проведения ряда террористических актов на территории РФ», – заявил Сотников. Собеседник «НГ» считает, что усиленными мерами контроля и адаптации мы не нарушаем прав человека, а «пытаемся поставить барьер потенциальным преступникам, выявить угрозы нашей внутренней безопасности».
Кстати, в прошедшие выходные в Москве стартовала операция «Мигрант». Полиция провела облавы в гостиницах, общежитиях, квартирах, на строительных площадках, рынках, а также в подвалах. В результате за несколько дней было задержано более 4,3 тыс. иностранцев, 400 уже привлечены к административной ответственности за нарушения правил въезда и пребывания в РФ. В отношении 40 человек были вынесены решения о депортации. В ходе обысков оперативники изъяли большое количество запрещенной религиозной литературы – и поэтому уже около 150 мигрантов задержаны по подозрению в связях с террористами. В целом же, по данным ФМС, около 3,7 млн мигрантов сейчас находятся в России незаконно. Многие отказываются ассимилироваться даже на бытовом уровне, объясняя это тем, что приезжают в Россию лишь ради заработка. За последние девять месяцев экзамен по русскому языку сдали лишь 1,5 млн иностранцев.