Депутат Госдумы Александр Бурков сохранил пост главы избирательного штаба эсэров. Фото с сайта www.spravedlivo.ru
Вчера на заседании центрального совета «Справедливой России» был дан старт ее избирательной кампании. Лидер СР Сергей Миронов заявил, что на думские выборы 2016 года эсэров поведет только он, больше никаких кандидатов в федеральной части списка не предполагается. Эксперты такую стратегию считают в целом разумной, но отмечают, что ее эффективность именно для СР будет зависеть от тех персоналий, которые партия сможет предложить электорату.
«Для создания условий максимального получения мандатов лидерами региональных групп считаю необходимым ограничить федеральный список партии на выборах в Госдуму единственной позицией в лице председателя партии. Кроме того, считаю целесообразным с учетом общих целей избирательных кампаний лично возглавить региональные списки кандидатов на выборах в региональные парламенты в 38 регионах», – заявил вчера Сергей Миронов на заседании центрального совета СР, посвященного подведению итогов прошедшей осенней кампании и задачам на будущий год, связанным с выборами в Госдуму седьмого созыва.
Напомним, что до сих пор ни одна партия, кроме «Единой России», таких решений ни разу не принимала. Зато в ЕР это уже стало хорошей традицией. Впервые президент Владимир Путин объявил себя единственным кандидатом в федеральной части партсписка еще в 2003 году. В 2007-м никто в таком сценарии уже не сомневался, и он был повторен. Зато в 2011 году от тогдашнего первого вице-премьера Дмитрия Медведева ждали более демократичного подхода к формированию верхушки списка, но он тоже стал единоличным лидером всех кандидатов ЕР. Предполагается, кстати, что и в 2016 году Медведев опять поведет партию власти в Госдуму в одиночку.
Закон о выборах в ГД, который был предложен Путиным и принят нынешними депутатами в 2014 году, предполагает, что в федеральной части каждого списка может быть не более 10 кандидатов. Остальные должны входить в региональные подгруппы, которых партия обязана создать в количестве не менее 35. Когда-то же в головку списка разрешалось поместить вообще 18 человек. Тогда оппозиционные партии пользовались этим правом для того, чтобы в случае прохождения заградительного барьера гарантированно провести в парламент своих руководителей и спонсоров. Но теперь появление одномандатников, под которые отдана половина нижней палаты, диктует несколько иную тактику.
Прежде всего структура партсписка должна создать стимул для регионального актива работать не только на всю партию, но и на себя. А если наверху уже сидит десятка «бессмертных», которым прежде всего и достанутся собранные внизу голоса, то часть региональных отделений партии может посчитать, что с полной отдачей работать и нет никакого смысла. «Именно так было на прошлых выборах, когда большая часть из тех восьми кандидатов, которые были в федеральной части списка, на самом деле в партийную копилку не принесли ни финансовых, ни личностных ресурсов», – поделился с «НГ» своим мнением один из участников вчерашнего центрсовета СР. Он назвал решение Миронова правильным, но отметил, что принималось оно им единолично. Источник «НГ» при этом уточнил, что голосования за это решение проведено не было, а это значит, что «если будет нужно, то наш лидер его поменяет, сославшись на срочно возникшую необходимость». Впрочем, собеседник «НГ» уверен, что смена ныне объявленной стратегии в будущем если и произойдет, то это может быть сделано лишь под каких-то высокостатусных кандидатов.
Между тем, как стало ясно из вчерашней речи Миронова, лидер СР предрешил и некоторые другие, уже во многом тактические вещи. К примеру, он сообщил, что партсписок будет разбит на 40–42 территориальные подгруппы, объявив при этом, что как минимум пять из них имеют потенциал принести партии даже по два мандата в будущей ГД. Избирательный штаб СР, как и в этом году, возглавит депутат ГД Александр Бурков. Как стало известно «НГ», его профессионализм был замечен и в администрации президента, впрочем, виден он и на практике – по итогам выборов 13 сентября в общем зачете эсэры среди парламентских партий вышли на уверенное третье место, но в некоторых регионах даже смогли выкинуть со второго саму КПРФ.
Кстати, Миронов на 2016 год поставил вчера еще более высокую планку – стать второй по численности думской фракцией. Впрочем, пояснили «НГ» источники в СР, это еще весьма скромный прогноз – некоторые члены руководства партии настаивали, что вести ее надо к полной победе по крайней мере по федеральному избирательному округу. Стоит отметить, что с сильными кандидатами в одномандатные округа у СР есть те же проблемы, что и у двух других думских оппозиционных партий – КПРФ и ЛДПР. Их серьезно не хватает, а будущая кампания как раз и будет строиться через одномандатников. Поэтому, пояснили источники, тактика на союз с Общероссийским народным фронтом, который и может поставить СР кадровый состав для борьбы в округах, сохраняется, но о ней предлагается широко не распространяться. Правда, вчера Миронов объявил, что не связанные с партией эксперты увидели в рядах ее нынешней фракции как минимум 25 человек, которые смогут выйти на непосредственный суд избирателей.
Однако вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский в таких электоральных возможностях СР сильно сомневается. По его мнению, эсэрам предстоит искать для своих списков настоящих лидеров общественного мнения. Что же касается своего рода превращения СР в партию вождистского типа, то, уверен он, «ей будет весьма трудно сформировать сильную федеральную часть, да, похоже, Миронов к этому и не стремится». В то же время, считает он, «успех на выборах зависит не столько от лидера, сколько от активности партийцев на местах». Глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев заявил «НГ», что планы Миронова на единоличное лидерство в списке вообще-то электорально бессмысленны. «В законе написано, что если в выборах участвует больше 10 партий, то никакие фамилии в бюллетене не отражаются. У нас же без сбора подписей точно идет уже 14 партий», – напомнил Соловьев. У самой Компартии решения по поводу федеральной части списка еще нет – идет дискуссия. Лично он полагает, что в ней надо заполнить все 10 вакансий, чтобы в Госдуму попали нужные для партии люди.