Народный фронт НКО-иноагентов на мероприятие не позвал. Фото пресс-службы ОНФ
Вчера московское отделение Общероссийского народного фронта (ОНФ) открыло двухдневную конференцию по развитию российских некоммерческих организаций (НКО). На мероприятие пришли представители около 300 социально ориентированных организаций. Однако на него, как оказалось, не позвали те НКО, которые считаются иностранными агентами. В Общественной палате (ОП) корреспонденту «НГ» сообщили, что проблемы вокруг них вообще надуманные.
Накануне мероприятия ОНФ провел опрос, из которого выяснилось, что большинство НКО страдают из-за плохого диалога с властями, незаинтересованности последних в передаче НКО ряда социальных функций. Недовольство «третьего сектора» также вызывают незначительное финансирование, отсутствие к ним интереса со стороны бизнеса и СМИ.
Тем не менее на вчерашней конференции прозвучали и иные утверждения. «Очевидно, что последние два года интерес и со стороны государства, и со стороны НКО очень высокий и взаимный», – подчеркнул сопредседатель Центрального штаба ОНФ, секретарь ОП Александр Бречалов. Стоит отметить, однако, что нынешний форум был целиком посвящен социально ориентированным НКО, в то время как противостояние с государством тех организаций, которые ранее были признаны иностранными агентами, никого не интересовало. Судя по словам Бречалова, оно вообще мало кого заботит.
В разговоре с «НГ» он подчеркнул: «Мы выбирали повестку дня, учитывая запросы общества. Дело в том, что сегодня по всей стране около 227 тыс. НКО, и лишь их часть – около 130 организаций были признаны иностранными агентами. Я не вижу тут темы для обсуждения». Секретарь ОП уверен, что все скандалы вокруг так называемых иностранных агентов раздувают сами правозащитники, в том числе члены президентского Совета по правам человека (СПЧ) и представители СМИ.
Депутат Госдумы Михаил Старшинов – один из авторов закона об НКО – согласен, что правозащитники искусственно раздувают конфликт. По его словам, после принятия закона «большинство российских НКО работают в прежнем формате». По поводу крупных штрафов, наложенных на иноагентов, Старшинов ответил коротко: «Сами напросились. Пусть соблюдают требования закона, как это делают остальные, и не будет им никаких штрафов». По его мнению, правозащитники недовольны не столько законодательством, сколько термином «иностранный агент». «Мы им предлагали придумать другое определение, но они не проявляют инициативу. Да и вообще, если у конкретного НКО есть недовольство, дескать, их права нарушаются, пусть напишут мне, и я, как депутат, сделаю запрос в соответствующие инстанции. Но никаких жалоб ко мне не поступало», – заявил Старшинов.
Член ОП Елена Тополева-Солдунова отметила, что проблема НКО-иноагентов довольно серьезная, однако решать ее никто не спешит. Она пояснила «НГ», что вопрос не в количестве организаций, попавших в реестр, а в справедливости: «Многие из них попали в этот список совершенно по непонятным основаниям». По словам Солдуновой, 1 ноября ОП представит властям свои предложения по корректировке закона об НКО. Но там слов об иноагентах действительно не будет, речь пойдет об упрощении процедуры регистрации НКО.
«Общественная палата – это конструкция, придаточная к исполнительной власти. Поэтому Бречалов будет говорить и обсуждать то, что ему говорят в администрации президента», – заявил «НГ» член СПЧ Илья Шаблинский. Сейчас, по его словам, происходит постепенное «удушение» независимых НКО. «Организаций, попавших в реестр, немного, но именно они оппонировали власти и критиковали действия чиновников. Эти структуры поднимают общественно значимые проблемы. О тех остальных НКО, которых тысячи и которых якобы не затронул этот закон, никто никогда и не слышал», – говорит эксперт.