Выступления Ильи Яшина под открытым небом небольших городков ПАРНАСу голосов не прибавили. Фото со страницы «Демократическая коалиция. Кострома» в социальной сети Facebook
Демократической коалиции на базе ПАРНАСа необходимо утвердиться в регионах, чтобы ежедневно общаться с избирателями, а не только перед выборами. На этом настаивает эксперт по избирательным кампаниям, руководитель российской программы Национального демократического института Рид Нельсон. Он раскритиковал внесистемную оппозицию, а та согласилась с его выводами и обещала провести работу над ошибками.
У российских несогласных нет долгосрочной политической стратегии, что сводит к минимуму ее шансы на выживание, следует из статьи Нельсона «Как построить жизнеспособную оппозицию»: «Если послушать Илью Яшина и Алексея Навального на «Эхе Москвы», почитать блоги Леонида Волкова, Максима Каца и других, становится понятно, что общепринятая стратегия оппозиции выглядит так: выиграть место или два на текущих выборах, еще парочку – в следующем году, потом еще два-три места, и в конечном счете набрать достаточно мест, чтобы быть частью правящей коалиции и, наконец, прийти ко власти».
Причем все озабочены лишь тем, как набрать процент голосов, достаточный для прохождения в областные заксобрания. Такой подход пресечет рост любой оппозиционной партии, уверен эксперт. Особенно если учесть, что российские власти имеют огромное влияние на рычаги избирательного процесса.
Эксперт подчеркивает, что участвовать в выборах нужно, но концентрироваться стоит не только на получении мандатов, но и на расширении партийной организации и повышении компетентности ее членов: «Выборы предоставляют возможность повысить осведомленность в тех вопросах, которые партия считает актуальными и важными. Наконец, выборы служат каналом диалога с гражданами для лучшего понимания их нужд и потребностей».
Очевидно, что на сентябрьских выборах в Костроме у российской оппозиции не было таких целей – задача состояла в преодолении пятипроцентного барьера, говорит автор доклада. А если бы такие цели имелись, они бы стали частью общественного обсуждения итогов выборов: «В качестве первоочередной задачи необходимо сформулировать четкое видение роли партии в регионах в период между выборами и ответить на вопрос, что партия может сделать, чтобы утвердиться на местах. Получить голоса на выборах можно лишь в том случае, если люди поверят, что партия предложит им что-то, что улучшит их жизнь. И если избиратели поверят в легитимность партии как инструмента, который позволит реализовать эти улучшения».
Убеждать людей нужно уже сейчас, разрабатывая программы вовлечения граждан в работу по обустройству местных сообществ, заключает эксперт: «Это будет способствовать повышению авторитета партии в глазах людей и сослужит добрую службу на предстоящих выборах. Только представьте: на выборах в Костроме ПАРНАС поддержали около 4400 человек. Когда в следующий раз активисты партии встретятся со своими избирателями? Очень может быть, что только за пару месяцев до следующих выборов и лишь затем, чтобы попросить их проголосовать опять».
«Все понимают, что раз в Костроме это не удалось, во время следующей кампании надо делать по-другому, – сказал «НГ» зампред ПАРНАСа Константин Мерзликин. – Центральный вопрос в этом и состоит: какую кампанию запустить перед выборами в Госдуму, чтобы начать доводить повестку заранее?» Однако у оппозиции есть серьезные трудности – финансовые и мобилизационные, подчеркивает Мерзликин: «Многие описанные автором тезисы правильные, но вопрос, насколько можно во внеизбирательный период вообще мобилизовать людей и наш актив? У нас недостаточно средств коммуникации, доступа к региональным, а тем более федеральным СМИ, ТВ и радио. Те средства коммуникации, которыми пользуется власть, мощнее на порядок».
По словам Мерзликина, в связи с ограниченностью ресурсов после обсуждения итогов кампании ПАРНАСом было принято решение идти только туда, где уже есть демократический избиратель, – преимущественно в мегаполисы – Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, а также в другие крупные города. Собеседник «НГ» уточнил, что по итогам кампании в Костроме и Новосибирске было решено отказаться от поездок по глубинке. Мерзликин также согласился и с тем, что месседжи ПАРНАСа не удалось во время сентябрьской кампании довести до избирателя: «В связи с этим мы решили «переупаковать» нашу многостраничную платформу в пять-шесть логичных тезисов, которые будем продвигать в ходе думской кампании».
Глава политической экспертной группы Константин Калачев заявил «НГ», что полностью согласен с замечаниями экспертов в адрес Демкоалиции: «Пагубная самонадеянность и завышенная самооценка характерны для некоторых политтехнологов нашей оппозиции, которые отвечали за кампанию в Новосибирске, а затем в Костроме, а любая критика воспринимается ими крайне болезненно». По словам эксперта, нужно строить долгосрочные стратегии, использовать выборы как инструмент обратной связи, важны поствыборные исследования, необходимо также благодарить избирателей и включать их в дальнейшую работу. А еще «надо корректировать послание избирателям, разрабатывать программы обустройства местных сообществ. Но все это легче предложить, чем сделать».