Фото пресс-службы МВД РФ
Полицейские следователи много перерабатывают, принимают мало самостоятельных решений, задавлены бюрократическими формальностями. Такой вывод следует из доклада Института проблем правоприменения при Европейском университете Санкт-Петербурга, подготовленного для Комитета гражданских инициатив (КГИ).
Эксперты КГИ провели масштабное исследование, опросив почти тысячу следователей в трех регионах России, чтобы определить их типичный социальный портрет. Как выяснилось, профессия это в основном не мужская – 71,7% следователей в России женщины. Напомним, что хотя чаще всего при слове «следователь» возникает ассоциация с сотрудником Следственного комитета (СК), но они есть еще и в МВД, ФСБ и Госнаркоконтроле. При этом 83% уголовных дел, расследуемых в форме предварительного следствия, приходится именно на долю МВД.
В этой профессии немало молодежи: 37,7% опрошенных экспертами следователей моложе 30 лет, 30,3% – едва перевалили за 30-летний рубеж, и только 32% старше 35 лет. Расхожее мнение о том, что сюда берут только своих, например, выходцев из семей силовиков, не подтвердилось. Сотрудники МВД в семье есть у трети следователей, однако у большинства нет никаких связей с правоохранительными органами.
Со стороны адвокатов часто звучат претензии к качеству образования следователей. Согласно данным опроса, 6,2% (40 человек) действительно не имели высшего юридического образования. При этом как минимум у 30% высшего образования нет вообще. Однако большинство следователей (55,5%) получили очное образование. При этом выяснилось, что 72,3% пришли на работу сразу со студенческой скамьи.
Опрос показал достаточно однозначный подход к выполнению следовательских обязанностей. На вопрос о профессионализме 83,2% обозначили его как умение грамотно провести следственные действия после того, как подозреваемый уже установлен. Лишь 16,8% сказали, что подозреваемого надо сперва установить. «В России следователь – это в первую очередь бюрократ, а не детектив», – подчеркивают авторы доклада.
На качестве работы не может не сказываться и постоянная перегруженность следователей, в производстве у которых одновременно находятся по нескольку уголовных дел. 49,3% опрошенных заявили, что задерживаться на работе им приходится ежедневно, 37,8% – несколько раз в неделю. Авторы доклада выяснили, что следователь практически не выступает как отдельный игрок. 85% ответили, что обсуждают ключевые решения с руководителем следственного органа, он же читает и материалы проверки перед возбуждением уголовного дела. По всем ключевым вопросам следователь советуется со своим руководством или с сотрудниками прокуратуры.
Один из авторов доклада, специалист по проблемам правоохранительной деятельности Марина Шклярук пояснила «НГ», что из доклада не следует, будто следователи малокомпетентны: «Мы просто показали, как это выглядит сейчас. Что касается изменений, то реформировать надо правоохранительную систему в целом. В рамках реформы нужно достаточно сильно деформализовывать расследование преступлений, отдавать больше полномочий прокуратуре, которая стала бы принимать решения о предъявлении обвинений, передаче дел в суд, а следователи бы стали такими старшими детективами, которые руководят оперативниками».
«НГ» обратилась за комментарием в пресс-службу МВД, которая пообещала подготовить свой ответ позже, после изучения оценок экспертов КГИ.