Госдума приняла вчера во втором чтении закон о продлении срока давности по привлечениям некоммерческих организаций (НКО) – иностранных агентов к административной ответственности. Если раньше он составлял три месяца, после чего дела против НКО закрывались, то теперь это будет год. По данным «НГ», власти сейчас вообще не считают значимой ситуацию вокруг иноагентов, гораздо больше внимания Кремль уделяет наведению порядка в сфере социально ориентированных НКО.
Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) фиксирует срок давности по ст. 19.34 (нарушение порядка деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента) в размере трех месяцев. Нарушения обозначены двумя пунктами – это деятельность НКО-иноагента, не вписавшего себя в соответствующий реестр Минюста, и неуказание на различных материалах того факта, что они произведены иноагентом.
Как подчеркивают авторы одобренного вчера Госдумой закона, «практика показывает, что с учетом специфики названного правонарушения этот срок недостаточен». Дело в том, что дела по ст. 19.34 КоАП якобы сложны: требуются экспертные исследования, что подразумевает «значительные временные затраты». Потому-то и предлагается продлить срок давности до одного года.
Как уже писала «НГ» (см. номер от 09.06.15), при этом не совсем понятно, для чего нужны эти изыскательские работы. Минюст и Генпрокуратура проводят проверки НКО и выявляют иноагентов. Это значит, что НКО занимается политдеятельностью, а деньги на нее берет из-за границы. Затем чиновники убеждаются, что организации в спецреестре нет, и предлагают ей туда записаться. Если та соглашается, то она мирно попадает в список иноагентов, если отказывается – это делается принудительно и со штрафом. Где тут место экспертизе, до сих пор никто так и не разъяснил. Ну а информационную деятельность иноагентов, как известно, мониторит тот же Минюст. ГД вчера просто ухудшила положение НКО, поставив их под жесткий госконтроль.
Между тем сейчас как раз активизировались разговоры о более четком формулировании понятия «политическая деятельность». Об этом дважды за 2015-й говорил и президент Владимир Путин. Как неоднократно писала «НГ», с появлением механизма принудительного внесения НКО в реестр выяснилось, что нормального выхода из него практически нет – разве что ногами вперед, то есть через самоликвидацию НКО. При этом многие из них продолжают настаивать, что не понимают причин для своего попадания в спецреестр, ведь политдеятельностью не занимаются.
Однако, по данным источника «НГ», близкого к администрации президента, спешить с определением понятий власти пока не намерены. Поручение о том, чтобы его детализировать, президент, конечно, даст, но эта задача будет выполнена лишь к концу года. Приоритеты в данной сфере у властей сейчас другие, а именно – социально ориентированные НКО. Их предполагается для начала достоверно определять, потому как слишком многие сегодня называют себя социальными, де-факто таковыми не являясь. А вот для тех, кто действительно занимается решением социальных проблем населения, и будут определены механизмы льготного функционирования.
Вчера об этом напомнил секретарь Общественной палаты (ОП) РФ Александр Бречалов. По его словам, до 1 ноября президенту будут направлены предложения по дополнительному правовому регулированию НКО. Глава ОП подчеркнул, что нужно выделить организации «повышенной социальной пользы», для которых следует создать «особую фискальную модель и другие преференции». Также ОП планирует представить Путину свои предложения о создании единого информресурса для учета всего сектора НКО.