Фото Reuters
Завтра Госдума планирует проголосовать в окончательном виде за закон о нарезке одномандатных округов. Главная принципиальная схема – смешение в одних границах городских и сельских территорий – сохраняется. Оппозиционные партии считают, что нарезка сделана для «Единой России», но ряд экспертов настаивают, что польза от новой схемы будет и для несогласных.
В Институте социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) вчера прошло обсуждение политических последствий принятия Госдумой схемы одномандатных округов, которая серьезно отличается от той, что применялась на выборах 2003 года, когда они проводились в России на федеральном уровне в последний раз. Правда, как выяснилось, кардинальных новаций в нарезке тем не менее нет.
Например, если не считать Москву и Санкт-Петербург, где округа были, конечно, чисто городскими, по всей стране таковых было лишь 32. Еще 35 были как раз теми самыми смешанными, где городские территории были прикреплены преимущественно к сельским. Остальные одномандатные округа входили соответственно в последнюю категорию.
Напомним: думская оппозиция критикует нынешний принцип нарезки округов за то, что ее городской электорат, который во многом настроен плохо к партии власти, разбавляется в основном лояльным ей сельским избирателем. Как выяснилось вчера в ходе дискуссии экспертов, это является фактом, но вот о его последствиях пока можно спорить. Что касается ИСЭПИ, то его представители считают, что у оппозиционеров появляются шансы при более или менее высокой явке. Скажем, результаты недавних выборов в Иркутской области показали, что повышение присутствия избирателей на участках во многом и обеспечило победу претендента от КПРФ.
Другое мнение заключается в том, что хотя одномандатные округа, как официально объявляется, сделаны по одному принципу, но Россия – это слишком разнообразная страна. Скажем, если окажется, что в каком-то округе сельские жители превалируют, то их управляемое голосование становится ключевым фактором. А следовательно, главным распределителем побед становится губернаторская власть.
Однако, как указали некоторые эксперты, важным, но пока мало просчитанным явлением остаются политические настроения пригородов. Предполагается лишь, что люди там, возможно, настроены даже более оппозиционно, чем жители крупных городов, потому что там просто хуже устроена жизнь. Специалисты советуют оппозиции повнимательнее присмотреться к этому феномену.
А в ИСЭПИ подметили, что так называемая лепестковая нарезка, более или менее приравнивающая их друг к другу, открывает для представителей оппозиции возможности «убежать» от тяжеловеса из партии власти. Появляется и поле для размена округов соперничающими оппозиционными политструктурами. Напомним, что в принципе союзные партии расходятся в этом случае наиболее трудно – хороших округов мало, а претендентов на них много.
И вообще, как следует из предварительного исследования этого прокремлевского фонда, новая схема нарезки в принципе сохраняет конкурентное поле и в ходе одномандатных выборов. Правда, примерно в полсотне округов админресурс по-прежнему превалирует, но количество тех, которые из гарантированных для партии власти становятся труднопредсказуемыми, а то и вовсе непредсказуемыми, составляет не менее 70. В остальных округах политтехнологи просчитать ситуацию пока, видимо, никак не могут. Оппозиционным партиям они тем не менее дают один универсальный совет – выдвигайте для голосования более или менее ярких персонажей.