Членам избирательных комиссий могут прибавить работы, но не зарплату. Фото с сайта www.izbirkom.ru
На вчерашнем заседании Центризбиркома члены комиссии обсудили подготовку к грядущей избирательной кампании в Госдуму 2016 года и выборам президента 2018-го. Главной темой стал вопрос финансирования. У ЦИКа и Минфина обнаружились разногласия: финансовое ведомство предложило сэкономить, на что в Центризбиркоме парировали – ситуацию понимают, но экономить на людях не хотят.
Впервые тема финансов прозвучала, когда члены ЦИКа обсуждали вопрос государственной автоматизированной системы (ГАС) «Выборы». Докладчик Антон Лопакин пояснил, что на использование и развитие системы понадобится более 4 млрд руб., уже одобренных в проекте федерального бюджета. Из них около 3 млрд уйдет на закупку и наладку оборудования и программного обеспечения, а оставшиеся средства – на обеспечение функциональности ГАС на данный момент.
Содокладчик Геннадий Райков, отметив трудоемкость подготовки плана по замене оборудования, тем не менее предупредил, что многое зависит от реалий 2016 года: пока, мол, неизвестны ни рынок, ни долларовая составляющая (некоторое оборудование, например серверы, закупается у иностранных производителей).
На это член ЦИКа Майя Гришина уточнила: «Планы на 2016 могут быть реализованы, если в законе о бюджете нас поддержат законодатели?» Глава ЦИКа Владимир Чуров следом конкретизировал вопрос: «То есть план будем принимать после принятия бюджета?» Оказалось, что да.
Замену оборудования проведут, судя по всему, до объявленной вчера общероссийской тренировки избиркомов. С 15 по 25 марта 2016-го она намечена для отработки действий в рамках думской кампании, а с 7 по 17 ноября 2017-го – в рамках президентской. Но это будет, видимо, чем-то вроде теста, в то время как полноценные рекогносцировки планируется провести в августе 2016-го и феврале 2017-го.
Вскорости последовал вопрос, чей смысл сводится к следующему: а куда вообще идут все эти деньги на ГАС, о которых в ЦИКе из года в год говорят так много? Райков ответил: техника есть техника, если не менять – сломается. А отчеты о выделении и расходовании средств, дескать, предоставляем ежегодно.
Чуров дал расширенный ответ. В 2007-м на ГАС было выделено чуть более 1 млрд руб., в 2015-м на поддержание системы – 1 млрд 300 млн. В долларовом соотношении это 29% по отношению к 2007 году: «Назовите хоть одно ведомство, которое столь аккуратно и эффективно обращается с бюджетными деньгами».
Защитные речи продолжались еще минут 10, окончившись комментарием: «Очень приятно видеть, какой поток мыслей вызвал простой вопрос о деньгах…»
Однако по-настоящему интересным стал вопрос с финансированием грядущих парламентских выборов. Доклад на эту тему зачитывал секретарь ЦИКа Николай Конкин. Он провел обширные аналогии с выборами 2007 и 2011 годов, главным отличием которых от будущей думской кампании был, во-первых, один избирательный бюллетень, на котором поместилась вся информация о партиях, во-вторых, что все вопросы решались в ЦИКе. Сейчас, по его словам, против семи зарегистрированных партий в 2011-м – 78 зарегистрированных и 75, имеющих право принимать участие в выборах. Вопросы же теперь могут решаться на уровне окружных комиссий. К тому же возросло число регионов, а выборы проходят по смешанной системе.
В общем и целом, у ЦИКа и Минфина появились кое-какие разногласия по финансовой части. В Минфине обозначили предельные объемы ассигнований – чуть более 10 млрд руб., а в Центризбиркоме говорят о «дополнительной потребности» более чем в 4 млрд. Эти итоговые почти 15 млрд, напомнил Конкин, получили положительное заключение правительства. А экономия чревата тем, что члены участковых избирательных комиссий недополучат зарплаты.
Так, если исходить из суммы, предложенной Минфином, то месячный эквивалент заработной платы члена комиссии составил бы 3968 руб., в то время как минимальный размер оплаты труда – почти 6 тыс. Вместо бюллетеня, видимо, понадобится брошюра, чтобы учесть интересы всех партий, – туда бы вместилась вся требуемая информация о них. А еще есть расходы на транспорт, информационное обеспечение, заключение гражданско-правовых договоров и т.п. Итого – трудоемкость повысилась, а расходы предлагается сократить.
Вместо вопросов на эту тему прозвучали скорее советы, как следует защищать свою позицию перед Минфином. Резюмировал же актуальность проблемы, как водится, сам Чуров: «Принимая это постановление, мы идем на серьезное нарушение избирательного законодательства». Потому что, продолжил он, закон предписывает выделять полный объем средств на выборы – с последующим возвратом неизрасходованных финансов. Но, мол, экономическую ситуацию понимаем, так что надо голосовать. Решение в итоге было принято единогласно. «Спасибо, – заключил Чуров. – Сушить сухари».