Гражданам всегда более интересны кандидаты в конкретных округах, а не длинные партийные списки. Фото Reuters
Вчера в Комитете гражданских инициатив (КГИ) Алексея Кудрина прошло обсуждение нового порядка избрания Госдумы. Предусматриваются переход к смешанной связанной системе в основном с многомандатными округами, изменение перечня участников избирательного процесса, процедур регистрации кандидатов и партийных списков, а также наблюдения за выборами. Впрочем, в думских фракциях полагают, что демократичность выборов ныне зависит не столько от избирательной, сколько от правоохранительной системы.
По мнению, которое высказал вчера ряд экспертов и политиков, обсуждавшийся документ значительно демократизирует процедуру выборов в парламент. На рассмотрение в нижнюю палату уже подготовленный законопроект подаст депутат Госдумы Дмитрий Гудков. Однако на Охотном Ряду мало кто считает, что у этой инициативы есть хотя бы малейшие шансы на реализацию.
Одна из новаций законопроекта – это возрождение блоков. Эксперты предлагают вернуть и избирательный залог в размере 10% от предельной суммы расходов на кампанию. Среди предложений есть снижение проходного барьера до 3% и возврат на участки наблюдателей от общественных организаций.
Главное же изменение – это переход на связанную смешанную систему выборов Госдумы, которая, по словам авторов, «обеспечивает максимальное соответствие числа мандатов, полученных партией, реальному волеизъявлению граждан». Сегодня, сказал «НГ» один из разработчиков проекта Андрей Максимов, выборы проходят отдельно по 225 одномандатным округам и отдельно по партийным спискам, а «мы хотим увязать мажоритарные округа с пропорциональной частью». Как объяснил Максимов, списочная доля депутатов ГД для каждой партии будет зависеть от того, сколько кандидатов она сможет провести в одномандатных округах. Он отметил, что в этом случае партия-лидер не получает никакого «сверхпредставительства», забирая себе голоса и тех политструктур, которые в ГД не попали. При нынешней же схеме нередки случаи, когда «лидирующая партия, допустим, получает 50% голосов избирателей, а в мандатах – около 70%». Еще одно принципиальное новшество – это введение многомандатных округов взамен одномандатных на большей части России. По убеждению Максимова, это позволит проходить в ГД не только одной партии, а значит, увеличит и представительность парламента.
Короче говоря, нетрудно заметить, что все предложения экспертов КГИ направлены против «Единой России». Именно для нее в законопроекте закладывается такая деталь конструкции, как исключение из процедуры распределения партийных мандатов той партии, которая за свой список получила голосов меньше, чем за своих кандидатов в округах. То есть если ЕР применит административный ресурс для продвижения одномандатников в подавляющем количестве, то ей это теоретически ничего не даст. Впрочем, если априори считать, что партия власти выборы фальсифицирует, то почему нельзя предположить, что и результаты по списку и округам она подгонит до нужного соотношения?
И, похоже, в КГИ это хорошо понимают. «Пока нам трудно рассчитывать на поддержку большинства в нынешнем парламенте, поскольку он сформирован по схеме, где одна партия имеет монопольные преимущества. Вряд ли ее представители захотят что-либо менять», – подытожил Максимов.
Первый замруководителя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов считает инициативу КГИ вообще бесполезной. «Если говорить о выборах, то проблема заключается не в том, какая будет избирательная система, а в честности их проведения. Это определяется в первую очередь позицией правоохранительных органов – пока прокуратура, Следственный комитет (СК) и суды будут закрывать глаза на правонарушения и покрывать их – ничего не изменится. Так что, на мой взгляд, это либо непонимание сути проблемы, либо погоня за пиаром». Депутат, кстати, подчеркнул, что и при новой схеме у либеральной оппозиции на выборах нет никаких шансов.
Его коллега, глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев, оказался не столь категоричен. Эксперты КГИ, по его мнению, размышляют в правильном направлении: «Дело в том, что за время своего большинства единороссы внесли около 90 поправок в избирательное законодательство, чем полностью его выхолостили, создав одностороннее преимущество. Поэтому, конечно, нужно снижать барьер, разрешать залог, создавать блоки предвыборные». Однако в нынешнем составе Госдумы, где ЕР имеет подавляющее большинство, у законопроекта нет перспектив для прохождения, убежден Соловьев.