0
11427
Газета Политика Интернет-версия

13.10.2015 00:01:00

"Исламское государство" уже пытается воевать в России

Тэги: москва, антитеррор, фсб, исламское государство, сирийский кризис


москва, антитеррор, фсб, исламское государство, сирийский кризис Операция спецслужб получила мощную информационную поддержку. Фото Alexander Zemlianichenko/AP Photo/ТАСС

Некоторые из задержанных при подготовке теракта в Москве, как сообщают в ФСБ, прошли подготовку в запрещенной на территории РФ террористической организации «Исламское государство» (ИГ). Ранее Владимир Путин сказал, что террористическая активность не зависит от действий России в Сирии. По его словам, действовать нужно на опережение. Между тем РФ, судя по всему, основательно подготовилась и к возможным упрекам со стороны исламского мира.

«Был установлен адрес в Москве, по которому периодически пребывали от 6 до 11 человек, часть из которых прошла боевую подготовку в лагерях ИГ на территории Сирии и прибыла в Россию задолго до начала российской военной операции в этой стране», – сообщили в силовом ведомстве. Численность сирийцев там, впрочем, не уточнили. Теракт, как сообщается, планировалось осуществить в общественном транспорте. В ходе осмотра квартиры террористов было обнаружено самодельное взрывчатое устройство мощностью 5 кг в тротиловом эквиваленте.

Ранее СМИ писали, что по крайней мере трое из десяти задержанных позавчера – выходцы из Сирии. Сообщение ФСБ интересно своим уточнением, что теракт планировался до развертывания РФ военных действий на Ближнем Востоке. Это, кстати, во многом тематически перекликается и с выступлением российского президента на Генассамблее ООН, и с интервью, которое он вечером в воскресенье дал журналисту Владимиру Соловьеву. Глава государства, в частности, произнес, что опасность террористической активности внутри страны как следствие ударов по боевикам в Сирии действительно существует. 

Более того, «она, хочу подчеркнуть, и без активных действий в Сирии существовала. И если бы мы позволили, извините за моветон, «схомячить» эту Сирию, то эти тысячи людей, которые там сейчас бегают с автоматами Калашникова, оказались бы на нашей территории. А так мы, во всяком случае, на дальних подступах, поможем президенту Асаду с ними бороться». Путин констатировал: «Надо на опережение действовать».

Так что сирийская операция, получается, и есть  борьба на упреждение. Вчера, кстати, в одной из фракций Сирийской свободной армии, противостоящей Башару Асаду, сообщили, что собираются внедряться в ряды правительственных войск и «ослаблять Россию всеми возможными способами», например, «осуществлением операций с участием смертников из числа внедренных боевиков».

Тут интересны и другие вопросы. К примеру – тема подготовки к последствиям сирийской операции. «Думаю, что условный Патрушев (секретарь Совбеза. – «НГ») деньги получает не просто так – я уж не говорю про ФСБ, – сказал «НГ» член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. – Они постоянно готовятся к чему-то подобному». Эксперт упомянул две позиции, касающиеся неосуществленного теракта: «Одна из трактовок – что это чуть ли не провокация со стороны силовиков. Но я так не считаю. Вполне допускаю, что должны были реагировать, отслеживали эту публику, а потом поймали».

Хотя данные, по словам Малашенко, говорят  о том, что «теракт был какой-то инфантильный – собрались 10 мужиков, изготовили какое-то самодельное устройство. Если это ИГ – там же профессионалы, могли бы устроить все намного круче. Это смущает. Но ИГ когда-нибудь должно показать, что оно что-то собой представляет». Опасность, уверен Малашенко, безусловно, сегодня возросла: «Поражает другое: прошло уже более года, но все наши террористы помалкивают. Либо это поломанная инфраструктура, либо ИГ занимается своими делами, либо те, кто может готовить что-то подобное, переехали на Ближний Восток».

После 2012-го, продолжает он, держалась «какая-то подозрительная тишина, которую сложно оценивать: устали, не хотят, готовятся. А делать выводы… То, что терроризм пойдет, – однозначно. Как и где – нужно ждать, причем активность возможна не только в России, но и в Европе. Должно это произойти, в конце концов».

Возникает вопрос. Россия, следуя тем же словам Путина, не акцентирует внимания на суннитско-шиитском вопросе. Этой линии мы уже долгие годы придерживаемся на Ближнем Востоке – в споры не лезем, выступаем за действующую власть. Но сейчас часто говорят, что РФ поддерживает как раз шиитов, так что не создает ли это рисков и можно ли ожидать реакции со стороны суннитов? Можно, говорит Малашенко, но все не так просто: «Нормальному советскому и постсоветскому политику по большому счету все равно, кто такие сунниты и шииты. Если бы когда-нибудь Хрущеву сказали, что Гамаль Абдель Насер (президент Египта. – «НГ») – суннит, он бы просто не понял. О шиитах заговорили в 1978-м после исламской революции в Иране, да и то не совсем понимали их».

Так что когда Россию обвиняют в поддержке одних или других, то это не отражает действительности. Россия, говорит эксперт, «занимается политикой. Совпало так, что нам сейчас ближе Иран и Башар Асад с алавитами». Ответная реакция, уверен Малашенко, скорее всего будет разыгрываться со стороны Саудовской Аравии (СА) и других монархий Персидского залива: «Во-первых, для самоутверждения. Во-вторых, не любят там иранцев. Так что не удивлюсь, если кто-то где-то будет говорить о православно-шиитском фронте. Хотя в российской политике суннитско-шиитский фактор играет искусственную роль и не имеет большого значения. Да и, наверное, не будет иметь».

Президент Института религии и политики Александр Игнатенко отмечает, что слова президента подтверждаются и историей России «в 90-е, нулевые и 10-е годы». По его словам, реакция суннитов уже последовала: «В Сочи приехала представительная делегация, в составе которой был наследник престола (то есть третий человек во властной иерархии СА), министр внутренних дел, военные и т.д. Они не сказать, что испугались, но обеспокоились тем, что РФ сделала, запустив ракеты из Каспия по Сирии. В арабских СМИ об этом говорится – обеспокоенность по поводу того, что якобы сформиловался российско-иранский альянс». Но, обращает внимание эксперт, «нужно иметь в виду, что Россия до всех этих событий предлагала аравийским монархиям формирование системы безопасности и борьбы против терроризма в Персидском заливе с участием тамошних государств. Но в СА на это не пошли».

Отметим, что подготовились власти, видимо, и информационно. Так, обращает на себя внимание следующая череда событий, первое из которых – присутствие Путина на открытии крупнейшей в Европе Соборной мечети в Москве. Или же недавний скандал вокруг признания экстремистской книги «Мольбы (дуа) к Богу: ее назначение и место в исламе». Сначала последовала крайне жесткая реакция главы Чеченской Республики Рамзана Кадырова. Ту же линию выдержала и Общественная палата.


статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

"Яблоко" и КПРФ обучают своих людей по-разному

Дарья Гармоненко

Практические знания для широкого круга активистов полезнее идеологических установок

0
266
Экономисты взяли шефство над Центробанком

Экономисты взяли шефство над Центробанком

Михаил Сергеев

Появились цифры, о которых до сих пор молчали чиновники мегарегулятора

0
476
Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Пекин предложил миру свой рецепт борьбы с бедностью

Анастасия Башкатова

Адресная помощь неимущим по-китайски предполагает переезд начальства в деревни

0
420
Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
371

Другие новости