Бывший премьер ДНР Александр Бородай (в центре) учредил Союз добровольцев Донбасса. Фото Reuters
В минувшие выходные в России появился Союз добровольцев Донбасса, цель которого – помогать им вернуться к мирной жизни в нашей стране. Между тем Федеральная миграционная служба (ФМС) сообщает о стабильном оттоке украинских беженцев, что связано с установлением на юго-востоке устойчивого перемирия. Эксперты указывают, что Украина сейчас, очевидно, уходит из числа важнейших внешнеполитических интересов Кремля.
Союз добровольцев Донбасса (СДД) будет возглавлять бывший премьер ДНР Александр Бородай. В субботу он председательствовал на учредительном съезде этой организации в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. Из официальных документов следует, что СДД создается для того, чтобы «объединить русских добровольцев, помогавших защищать самопровозглашенные республики от агрессии со стороны вооруженных сил Украины с целью организации лечения больных и раненых добровольцев, оказания помощи семьям погибших, а также добровольцам, попавшим в сложное материальное положение или потерявшим работу».
Как оказалось, работа по подготовке съезда шла с конца августа этого года – и наибольшей проблемой оказался устав. Как сообщили в оргкомитете съезда, нужно было сделать так, чтобы у недоброжелателей не было возможности привлечь членов союза к уголовной ответственности. В результате в документе появилось такое определение добровольца – это тот, кто «помогал защищать народ Донбасса от внешних агрессивных действий». Поэтому, пояснили на съезде, в организацию будут входить не только военные, но и мирные волонтеры.
Среди присутствовавших на съезде были замечены такие известные деятели донецкого и луганского ополчения, как Арсений Павлов (Моторолла), командир легендарного подразделения «Пятнашка» Ахра Авидзба (Абхаз), бывший глава Министерства государственной безопасности ДНР Андрей Пинчук, представители командования батальона «Призрак», экс-начальник военной полиции ДНР Виктор Аносов. Между прочим, участники СДД заявили, что тем, кто запятнал себя преступлениями и даже только нехорошими поступками, в новой организации места не будет. Отделить таковых от честных людей поможет создаваемый сейчас Кодекс чести русского добровольца.
Ответственная за социальную работу союза побывавшая в плену у украинских вооруженных сил волонтер Ольга Кулыгина рассказала о планируемой работе по лечению раненых ополченцев и оказанию помощи семьям погибших. По ее словам, многие вернувшиеся домой добровольцы столкнулись с ухудшением экономической ситуации и не могут найти работу. Так что одна из главных целей союза – помочь этим людям справиться с финансовыми трудностями. А во внутренней политике России СДД участвовать не станет, заявил Бородай, потому что у его членов слишком разные взгляды.
Участники съезда получили от организаторов нагрудные знаки, сфотографировались, пообщались с прохожими и посетителями музея, в том числе иностранцами.
Между тем, как на днях заявил глава ФМС Константин Ромодановский, жители юго-востока Украины стали возвращаться на родину. Он подчеркнул, что за 10 дней территорию России покидают около 1,5 тыс. беженцев. «Для меня есть определенный показатель – это въезд-выезд в Ростовской области. Там мы фиксируем примерно 1400–1500 человек на выезд из России в сторону Украины. Есть и небольшой выезд, но это не является компенсацией былого массового въезда по 8 тыс. беженцев в день», – заявил он. По словам Ромодановского, в ведомстве расценивают этот отток как «положительный сигнал», а связывают его в первую очередь с нормализацией обстановки в Донбассе.
Всего, по данным ФМС, из Украины в Россию въехало более чем 2,5 млн человек. Из них более миллиона – это жители юго-восточных регионов. Как заявил Ромодановский, с начала конфликта около 400 тыс. граждан Украины уже получили убежище в России. А количество тех, которые планируют длительно проживать в РФ, по его словам, превысило 600 тыс. человек. Еще 200 тыс. получили разрешение на временное проживание. Из бюджета РФ на поддержку украинских беженцев было выделено 11 млрд руб.
Напомним, кстати, что пресс-секретарь президента Украины по вопросам АТО Андрей Лысенко прокомментировал этот возврат так: «Режим тишины, который установился на востоке Украине, способствует возвращению на родину беженцев с территории России. Украинцы, которые не получили обещанные блага от российского правительства, все это время чувствовали только вражеское отношение к себе, возвращаются на родную землю».
Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов сообщил «НГ», что сегодня в Донецке по-прежнему пустует значительная часть домов – «большинство местных жителей разъехались как в Россию, так и в Украину». По словам Ремизова, российские власти приняли оперативные меры по расселению приезжих, но никакой системной работы далее не последовало: «Не было создано постоянных механизмов. Например, в вопросе получения гражданства или трудоустройства, хотя, на мой взгляд, государство должно было предусмотреть для них массовую раздачу гражданства».
Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает, что и нынешнее внимание чиновников к возвращению украинцев домой, и нежелание властей интегрировать их в России, и, наконец, создание организации бывших российских добровольцев – это показатели того, что «тема Украины из внешней политики России будет все-таки уходить». По крайней мере из острейшего ее приоритета, считает эксперт, она станет пропагандистской фигурой – мол, смотрите, что могло случиться у нас, если бы не действия нашей власти по недопущению оранжевой угрозы. Что же касается активности Бородая, то, по мнению Макаркина, его появление во главе СДД означает стремление власти занять, как говорилось на съезде, «лучших людей России, ее подлинную элиту, главный мобилизационный резерв» собственными проблемами, а не размышлениями на тот счет, слил Кремль Новороссию или обменял у Запада на Сирию.