Совет по правам человека и Минюст спорят о концепциях адвокатской реформы. Фото с сайта www.president-sovet.ru
Президентский Совет по правам человека (СПЧ) предложения по реформированию адвокатуры собирает уже более полугода. Изменения направлены на повышение самостоятельности и независимости адвокатов, превращение их больше в правозащитников, чем наемных специалистов. Во властных структурах этот подход особой поддержки не нашел.
Из ответа Минюста, который на днях получил СПЧ, следует только, что предложенная этой структурой концепция будет учтена при доработке госпрограммы «Юстиция» на период до 2020 года. Такой ответ обыкновенно означает, что с идеями, которые высказали правозащитники, в ведомстве Александра Коновалова согласиться никак не могут, но и ссориться с СПЧ не хотят.
Напомним, что 31 марта этого года под руководством председателя СПЧ Михаила Федотова прошло специальное заседание на тему «Роль адвокатуры в правозащитной деятельности». Показательно, что замминистра юстиции Елена Борисенко выступила тогда с докладом вовсе не о реформе адвокатуры, а о состоянии и перспективах осуществления права граждан на квалифицированную юридическую помощь. Таким образом, власть четко дала понять, что проблемы самого адвокатского сообщества ее заботят не в первую очередь.
Тем не менее члены СПЧ уверены, что именно через адвокатуру, обновленную и укрепленную, гражданин и сможет защитить свои разнообразные права. Именно поэтому в первых пунктах своих рекомендаций СПЧ потребовал и широкого общественного обсуждения адвокатской реформы, и отказа от правительственных планов по коммерциализации этой сферы. Правозащитники заявили, что в первую очередь видят в адвокатах своих коллег-единомышленников, а не наемных специалистов тех, кто им платит за услуги. При этом однако СПЧ высказал идею, по сути дела, запретить оказывать бизнесу консультации теми лицами и структурами, которые не входят в состав адвокатуры, то есть пролоббировал перераспределение финансовых потоков. Именно так госорганы – например, Судебный департамент Верховного суда – оценили данную инициативу.
В полученном на днях ответе Генпрокуратуры (ГП) данная идея также оценивается негативно. А еще прокуроры отказали правозащитникам в поддержке предложения ввести особую уголовную ответственность за любое вмешательство в действия защитника. Отмечается, что и нынешней редакции Уголовного кодекса достаточно. По поводу включения в состав адвокатов и бизнес-юристов ГП также намекнула СПЧ и на то, что вообще-то не надо добиваться монополизации этой сферы, что может привести к нарушениям прав граждан и организаций. Любопытно, что сами же правозащитники, в свою очередь, раскритиковали власть за монополизацию, которую она провела в только что вступившем в силу Кодексе административного судопроизводства. Там указано, что осуществлять представительство в такого рода процессах может только человек с высшим юридическим образованием.