Украинская летчица Надежда Савченко ждет уже не столько приговора, сколько высылки домой. Фото РИА Новости
Вчера в Донецком горсуде Ростовской области продолжился процесс над украинской военнослужащей Надеждой Савченко. Ее адвокаты, похоже, уже больше беспокоятся не о приговоре, а о предстоящем обмене летчицы на задержанных россиян. Вчера Минюст России разъяснил, что для получения Савченко назад Украина должна гарантировать ее помещение в тюрьму. Эксперты полагают, что Киев пообещать это вполне может.
Суд вчера закончил выслушивать показания потерпевших – украинских граждан, попавших под тот обстрел, который привел к гибели под Луганском 17 июня 2914 года съемочной группы ВГТРК. Защите Савченко так и не удалось убедить судью в невозможности для российского правосудия считать настоящими потерпевшими украинцев, пострадавших на украинской же территории.
Обвинение вчера же выставило и своих первых свидетелей. Ими оказались водитель той машины, на которой Савченко, по версии следствия, незаконно въехала в Россию вечером 23 июня, и его приятель. Напомним, что сама летчица уверяет, что была похищена луганскими ополченцами еще до всякого обстрела у поселка Металлист, а вывезена ими в РФ уже 24 июня того же года. Это, по мнению адвокатов, является одной из составляющих ее алиби. Кстати, защита вчера заявила, что все показания в суде сводятся к тому, что украинская артиллерия стреляла не по журналистам, а по ополченцам. Судя по всему, адвокатами так начала разыгрываться резервная оправдательная версия.
Впрочем, адвокаты Савченко, получившие вчера от судьи замечание за комментарии процесса в соцсетях, больше уже думают не о предстоящем приговоре, а о том, когда и как их подзащитную вернут в Украину. Что же касается приговора, то он, по их мнению, будет обвинительным. А вот потом наступит более светлая полоса. «Я уверен в том, что Надежда Савченко после этого будет передана украинской стороне в течение полугода или ранее», – заявил адвокат Николай Полозов. Адвокат Марк Фейгин, в свою очередь, считает, что «это единственный выход в условиях обвинительного приговора, в котором я не сомневаюсь». Приговор же по «делу Савченко», полагают они, состоится либо в конце нынешнего года, либо в самом начале следующего.
Вчера пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков категорически опроверг сообщения о том, что президент Владимир Путин мог обсуждать перспективы «дела Савченко» и ее дальнейшую судьбу на каких-либо мероприятиях, прошедших в конце сентября на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке. «Опять же пока, как будет развиваться дальше этот судебный процесс, мы не можем предсказать, тем более мы не можем вмешиваться в этот судебный процесс» – вот так высказался Песков в отношении вышедшего вчера в Интерфаксе официального разъяснения пресс-службы Минюста России по поводу порядка передачи иностранных осужденных в их родную страну.
Из ответа Минюста выходит, что Украине необходимо будет гарантировать, во-первых, свое согласие с будущим решением суда по Савченко, а во-вторых, ее помещение в тюрьму для отбытия оставшейся части наказания. То есть получается, что такие условия для киевских властей являются априори неприемлемыми. Впрочем, пояснил «НГ» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин, «Савченко сядет в тюрьму не более чем на полчасика, пока не начнет действовать указ президента Порошенко о ее помиловании».
На вопрос «НГ», почему же торг с Украиной по поводу Савченко проходит так громко, эксперт заметил, что и дело-то ее не тихое. Макаркин уверен, что Савченко уедет домой вместе с осужденным за терроризм режиссером Николаем Сенцовым и его соратником, а в Россию вернутся захваченные украинцами в Донбассе то ли военнослужащие, то ли добровольцы. «Обмен трое на трое вероятен скорее всего, другое дело, что пропагандистский эффект для каждой из сторон будет неодинаковым: россияне, очевидно, о своей истории постараются побыстрее забыть, а украинцы какое-то время будут в своей стране настоящими героями». Эксперт, впрочем, полагает, что и наши власти пользу от этого возможного обмена получат, в очередной раз доказав, что Россия, мол, своих не бросает.