Претензии Рамзана Кадырова к решению одного из судов заставили Госдуму править законодательство об экстремизме. Фото со страницы Рамзана Кадырова в социальной сети «ВКонтакте»
Представители всех думских фракций внесли вчера предложение сделать более сложной процедуру признания экстремистскими информационных материалов, высказываний и прочих проявлений радикализма. У райсудов право пополнять соответствующий федеральный список изымается, это будут делать суды регионов.
В Госдуме не скрывают, что поводом для инициативы послужил скандал вокруг одного из исламистских текстов. «Идея законопроекта обсуждалась как одна из мер по недопущению конфликтных ситуаций, возникших вследствие признания судом Южно-Сахалинска книги «Мольба (дуа) к Богу: ее значение и место в исламе» экстремистским материалом», – отметил председатель комитета ГД по делам общественных объединений Ярослав Нилов (ЛДПР).
Напомним, что глава Чечни Рамзан Кадыров выступил резко против этого судебного решения. Он настаивал, что оно является непрофессиональным, но, хуже того, оскорбительным для многих миллионов мусульман в России и во всем мире. Кадыров обещал добиваться изменений данного судебного постановления, но при этом намекнул, что готов и к более решительным действиям в том случае, если правосудие не окажется справедливым. «Вопросы признания тех или иных материалов экстремистскими сейчас стоят остро, становятся резонансными, и эта тенденция, полагаю, усилится. Убежден, что предлагаемая мера послужит как укреплению авторитета судебной власти, так и снижению вероятности использования «религиозного фактора» для деструктивных провокаций», – в свою очередь, заявил вчера Нилов.
Он объяснил, что признание того или иного материала экстремистским – это на самом деле не такое уж и простое дело. По словам Нилова, предложение депутатов «оправданно в силу того, что для вынесения подобных судебных решений требуется мнение эксперта подчас уникально высокой квалификации, способного досконально учесть все нюансы исторического и культурологического плана, и это условие более оптимально может быть обеспечено в мегаполисах, региональных центрах».
И действительно, одна часть депутатской инициативы – это корректировка действующего закона о противодействии экстремистской деятельности. Там четко записывается, что для включения какого-то материала в федеральный список необходимо решение суда на уровне субъекта РФ – как и ныне по представлению прокурора. А вот у районных и городских судов данное право изымается.
Не менее существенным выглядит и предлагаемая депутатами поправка в Гражданский процессуальный кодекс (ГПК). Думцы указывают, что «по своей правовой сути рассмотрение представления прокурора весьма схоже с производством по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение, предусмотренным ст. 263 ГПК РФ, – в порядке особого производства». Стоит отметить, что это означает более тщательное рассмотрение всех аспектов прокурорского представления. Скажем, ГПК по делам особого производства требует, в частности, участия не только этого прокурора, но и «других заинтересованных лиц». Таким образом, получается, что на процессы о признании информационных материалов экстремистскими смогут приходить то ли их авторы, то ли их противники либо сторонники, то ли сотрудники спецслужб, которые понятно объяснят судьям, в чем опасность того или иного интернет-ролика и поста в соцсети.