Наблюдателей заподозрили в работе на кандидатов. Фото Reuters
Коммунисты, настаивая на том, что минувшие выборы прошли с нарушениями, предлагают ограничить число наблюдателей на избирательных участках. На днях они внесли в Госдуму соответствующий законопроект, который также предусматривает ограничение количества замен членов комиссий с правом совещательного голоса. В качестве обоснования инициативы депутаты указывают на обнаруженную ими новую модель подкупа избирателей.
Поправки к законам «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «О выборах депутатов Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации» внесла группа депутатов-коммунистов во главе с Геннадием Зюгановым. Как говорится в пояснительной записке к документу, направлена инициатива на «предотвращение нарушений, имеющих место на выборах, и обеспечение нормальной работы избиркомов в день голосования и дни досрочного голосования».
Внести изменения в законодательство коммунисты решили по итогам минувших выборов, на которых, считают они, было допущено множество нарушений. По их мнению, в законах о выборах существует лазейка, позволяющая подкупать избирателей.
Технология описывается следующим образом. Сегодня на избирательном участке может находиться «только один осуществляющий полномочия наблюдатель» – от кандидата, партии, объединения или инициативной группы, если речь идет о референдуме. Однако ограничения общего числа наблюдателей в законе нет. Между тем, говорят коммунисты, 13 сентября этого года «имела место ситуация», при которой «под видом заключения договора об осуществлении полномочий наблюдателя кандидаты совершали подкуп большого числа избирателей». Те якобы предъявляли в избирком документ о том, что направлены следить за чистотой выборов, а на самом деле голосовали за нужного кандидата и покидали помещение. То есть на участке они находились «не более 5–10 минут», после чего приходил новый наблюдатель-избиратель.
Как указывают коммунисты, «такая ситуация имела место в течение всего дня голосования». Получается, речь идет о массовом подкупе. Впрочем, СМИ подобную технологию не выявили, и понять, сколько правды в претензиях коммунистов, – достаточно сложно.
Между тем ограничения могут коснуться и членов комиссий с правом совещательного голоса. Те сейчас обладают правом досрочно прекратить свои полномочия и передать их иному лицу. Причем ограничения по числу замен в законе нет, что позволяет приходить все новым и новым людям. Соответственно в КПРФ хотят ограничить число наблюдателей от политструктур и кандидатов до пяти и лимитировать количество замен членов комиссий (также – всего пять). Доводы у них такие: с одной стороны, обеспечить «честную политическую борьбу на выборах», с другой – помочь избиркомам, «на членов которых ложится дополнительная, искусственно созданная нагрузка – постоянное оформление направлений мнимых наблюдателей и оформление членов комиссий с правом совещательного голоса».
Впрочем, никакой конкретной статистики о том, насколько массово используется эта технология подкупа, они не приводят. Есть вопрос и об актуальности – одно дело, если модель действительно новая, и коммунисты решили оперативно на нее отреагировать. Другое дело – если нарушения имели место и раньше, и тогда не вполне понятно, почему в КПРФ не выдали законопроект перед 13 сентября этого года.
Однако больше всего вопросов вызывает как раз сама технология подкупа. Выходит, речь идет о заключении контракта на голосование – то есть кому-то (в чью пользу голосовали наблюдатели, разумеется, тоже не сообщается) понадобилось быть уверенным в том, что человек, которому он дает деньги, проголосует именно за его кандидатуру. Но гарантий-то на самом деле нет. Такие обязательства в контракт с наблюдателем не пропишешь. Подобная договорная основа способна разве что повысить явку, обязав наблюдателей явиться на участки и сменять там друг друга.
В чем тут логика – понять тоже сложно. В принципе, чтобы подкупить избирателя, нужно наоборот попытаться избежать всяческих договоров и письменных обязательств. Ведь в дальнейшем это вызовет множество вопросов – скажем, если кандидат заключил договоры с 1 тыс. избирателей, которые друг за другом приходят на один и тот же участок.
Для подкупа вполне достаточно просто дать денег, а дальше уж как получится. То есть с первопричиной проблем – подкупом избирателей – законопроект коммунистов вряд ли борется, предлагая сосредоточиться на сомнительной модели сотрудничества наблюдателей и кандидатов. Полномочия первых при этом и без того не самые широкие, а инициатива КПРФ де-факто сузит их еще сильнее.