Фото Reuters
Вчера в Сочи стартовала международная конференция, посвященная проблемам противодействия международному терроризму с помощью Интернета. Особое направление этого мероприятия – участие медиасферы в освещении последствий терактов, а также санкции за пропаганду в Сети радикальных воззрений.
За последний год число аккаунтов запрещенной в России террористической группировки «Исламское государство» (ИГ) выросло более, чем вдвое, сообщил в своем выступлении на сочинской конференции главный редактор некоммерческого партнерства «СМИ против терроризма и экстремизма» Александр Шумилин. «В 2013 году был небольшой скачок по сравнению с предыдущими годами. Самый мощный всплеск произошел в 2014-м – с 4378 до 11 902 аккаунтов», – отметил он.
По мнению участников международной встречи, бороться с распространением идей международного терроризма в соцсетях «необходимо их же оружием». В качестве успешного примера на вчерашнем круглом столе «Социальные сети как среда для распространения идей терроризма: битва за умы» был приведен аккаунт МИД РФ, который одним из первых начал такую практику в Сети.
Среди основных тем, заявленных в программе мероприятия, отмечены: опасность кибертерроризма, распространение радикальных идей в соцсетях, ответственность журналистов за пропаганду ненависти и насилия, роль СМИ в освещении терактов. По итогам конференции будут выработаны предложения по дальнейшей регулировке в России всего медиапространства.
Один из участников конференции, глава Центра безопасного Интернета Урван Парфентьев, рассказал «НГ», что конференция носит скорее не научный, а практический характер: «Ее основной целью является сведение воедино и антитеррористической работы при помощи СМИ, и понимания тех методов и средств, которым предстоит противодействовать». Эксперт подчеркнул, что речь идет не только о СМИ, но и об электронных средствах коммуникации: «Большое внимание мы планируем уделить социальным сетям, которые используются как средства ведения террористической деятельности. Наша задача – придумать антитеррористические меры применительно к их контенту».
Как стало понятно, среди участников конференции оказалось много сторонников не столько жестких запретов, сколько просветительской работы в медиапространстве. Среди них был и блогер Олег Козырев. Он посетовал, что за последние годы Интернет превратился в мощное средство пропаганды для радикальных группировок. По словам Козырева, проблема заключается в неправильной политике властей. По его мнению, для борьбы с идеями терроризма в медиасфере нужны «свободные СМИ, открытое общество, а также работа с правозащитными организациями». Однако, подчеркивает он, чиновники предпочитают использовать силовые методы: «Мы находимся в ситуации, когда государство чересчур сильно регулирует СМИ и Интернет, в результате чего здравые, интересные проекты находятся в тяжелом положении, а свободы слова изо дня в день становится все меньше».
Еще один важный момент, по его словам, это отсутствие квалифицированных экспертов по кибербезопасности среди госслужащих правоохранительных структур. «Вместо этого много популистов и людей, эксплуатирующих идеи борьбы с преступностью. Накал дискуссий высокий, но в действительности структура борьбы с терроризмом не выстраивается. Инициативы законодателей обернулись закручиванием гаек. Сегодня все приводится к тому, что СМИ боятся брать такие сложные темы, как экстремизм и терроризм, – потому что сами могут оказаться виновными», – подчеркнул собеседник «НГ».
В Госдуме тем не менее продолжают выступать за дальнейшее ужесточение наказаний для СМИ за распространение радикальных идей. В частности, депутат от ЛДПР Роман Худяков уже подготовил соответствующие поправки: «Я за жесткий контроль в Сети. Мы говорим о толерантности и о том, что должна быть свобода слова. Но что в результате? Мы видим, как экстремисты вербуют нашу молодежь, как они пополняют ряды ИГ». Изменения в Уголовный кодекс, которые предлагает парламентарий, предусматривают наказание от 10 до 15 лет тюрьмы за пропаганду терроризма и экстремизма. «Нужно, чтобы преступники отвечали по всей строгости. Интернет сегодня – единственная доступная для молодежи сеть, которую нужно жестко регулировать. Иначе мы повторим судьбу Украины, где призывы к свержению режима распространялись именно через Сеть. Нужно в оперативном порядке блокировать сайты и находить людей, которые пишут взрывоопасные статьи», – считает Худяков.
Проблема кибертерроризма не надумана, подчеркнул в разговоре с «НГ» член Совета Федерации Константин Добрынин. Однако, по его словам, не стоит смешивать понятия «терроризм», «социальные сети» и «усиление уголовной ответственности», поскольку «уголовная репрессия – это хоть и самый жесткий метод правового регулирования, но не единственный и не всегда самый эффективный». Точно так же, отметил сенатор, не является эффективным механическое увеличение санкции, так как если механизм вообще не работает, то это на его эффективность не повлияет.