Переписку народа с властью хотят сделать действительно значимой. Фото PhotoXPress.ru
Президентский Совет по правам человека (СПЧ) завершает корректировку закона о работе чиновников с обращениями граждан. По информации «НГ», правозащитники предлагают установить ответственность за необъективное рассмотрение жалоб и выработать единые нормативы ответов должностных лиц на письма из народа.
Вчера прошло итоговое совещание по обновленному варианту закона о порядке рассмотрения обращений граждан. Над документом трудились представители СПЧ, открытого правительства, комитетов Госдумы, Генпрокуратуры, Следственного комитета и других госорганов. Он нацеливает чиновников на то, чтобы решать проблемы граждан, которые к ним обращаются, а не просто в установленный срок давать ответ, который нередко оказывается отпиской, отметил вчера глава СПЧ Михаил Федотов.
Поводом для обновления законодательства стали многочисленные жалобы на неэффективность и бюрократизм действующей системы. Например, многие из жалоб перенаправляются именно в ту инстанцию, на которую собственно и поступает бумага. Еще одной проблемой является затянутый срок ответа. Сейчас он составляет 30 дней, хотя, по мнению экспертов, достаточно и 15. Справочные же и технические обращения чиновникам предлагается разрешать незамедлительно. Для увеличения скорости их работы, считает Федотов, необходимо развивать формат электронных обращений.
Разработанный документ, по словам его авторов, – это, по сути дела, совершенно новый закон с развернутой понятийной базой и четкими правовыми механизмами. Если его одобрят, то он распространится не только на органы власти, государственные и муниципальные структуры, но и на любые организации, исполняющие публично значимые функции. Например, на управляющие компании в сфере ЖКХ.
Новацией можно считать разграничение понятий «обращение» и «жалоба» и отдельные правила ответа на них. Правозащитники также предлагают обязать госорганы информировать гражданина о процедуре и ходе рассмотрения его обращения. Чиновников предполагается заставить отвечать на письма из народа подробно и обстоятельно, а не общими формулировками, как это часто бывает сегодня.
Федотов заявил вчера, что этот новый закон закрепит универсальное право гражданина на обращение к государству: «Важно изменить отношение чиновников к подобным обращениям, дать людям возможность реализовать свое конституционное право». Он отметил, что от того, как рассматриваются обращения, и от того, насколько своевременно и качественно принимаются по ним решения, во многом и зависит доверие граждан к власти. Принципиально важным моментом в новом проекте является то, что он нацеливает именно на решение проблемы обратившегося гражданина, а не просто на то, чтобы своевременно дать ему ответ, подчеркнул глава СПЧ.
Министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов на вчерашнем совещании тем не менее заметил, что в законопроекте есть и несколько блоков таких вопросов, которые недостаточно проработаны. Например, не указаны полностью различия в порядке работы с каждым из видов обращений, пояснил министр. Также, по словам Абызова, отсутствует механизм общественного контроля и не прописана система публичной отчетности чиновников.
Как пояснил «НГ» один из авторов законопроекта, член СПЧ Евгений Бобров, особых затрат на реализацию идеи правозащитников не потребуется. По его словам, документ будет обсуждаться экспертами до конца этого месяца, а 1 октября он будет передан на рассмотрение президента. Из тех дополнений, которые вполне еще могут появиться в тексте, Бобров выделил идею СПЧ обязать госорганы иметь в штате специальное должностное лицо, которое осуществляет функции по рассмотрению обращений граждан. Также, отметил он, нужно синхронизировать и административную ответственность – за нарушение правил рассмотрения обращений сейчас налагается штраф в размере от 3 до 5 тыс. руб., а за отказ отвечать – лишь 1 тыс. «Раз чиновники предпочитают вовсе игнорировать запросы, нужно увеличить сумму санкций за отказ отвечать до 5 тыс. руб.», – заявил Бобров. Правозащитник ожидает, что Госдума рассмотрит инициативу уже в начале следующего года.
Впрочем, глава комитета Госдумы по конституционному законодательству Владимир Плигин уже заранее усомнился в возможности и четкого определения «публичных функций», которые исполняют те или иные организации, и создания единого межведомственного портала по передаче обращений: «Хотели бы сами заявители такой открытости? Чтобы их обращение было доступно не конкретной структуре, а всем». По его словам, нередко в обращениях есть такие трагические моменты, которые граждане не желали бы выносить на широкое обсуждение.