Фото с официального сайта партии "Единая Россия"
Депутаты-единороссы внесли вчера на рассмотрение Госдумы законопроект с новой нарезкой одномандатных округов. Теперь инициатива, согласно законодательству, должна пройти все инстанции и быть утвержденной до пятого декабря. Документ вызвал неоднозначное отношение в рядах как депутатов, так и политологов.
Авторами законопроекта, разработанного в ЦИКа, выступили председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин и глава комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Кидяев. Как подчеркнул первый, распределение округов проводилось «в соответствии с количеством избирателей, которые есть на территории того или иного округа».
Обычно, подчеркнул он, их около 500 тыс. человек, однако и «те субъекты РФ, в которых живет значительно меньшее число избирателей, будут представлены тоже одномандатным округом, таким образом, есть округа, где число избирателей составляет несколько десятков тысяч, допустим, на территории Ненецкого АО и других округов».
Еще до внесения инициативы в нижнюю палату парламента проект нарезки расколол политтусовку на сторонников и критиков. Напомним, что ее смысл – разбавить (сами авторы говорят – сбалансировать) городские районы (за исключением Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) сельскими территориями. Например, в каждом из округов Крыма есть тот или иной район Симферополя.
Поскольку фундаментальных изменений документ не претерпел, комментарии к нему до сих пор остаются актуальными. Так, недоброжелатели считают, что новая схема округов даст фору провластным кандидатам. Мол, «рассерженного горожанина» подавят консервативные сельчане. Апологеты инициативы, в свою очередь, возражают: депутат Госдумы не может представлять только село или город, а должен быть выразителем чаяний всего региона. Таким образом, ЕР и ЛДПР выступили за нарезку, а КПРФ и «Справедливая Россия» – против. Что, если задуматься, наводит на размышления, ведь коммунисты с эсэрами в принципе тоже должны быть здесь выгодополучателями, так как исторически работают в сфере социальных интересов.
Впрочем, споры ведут не только депутаты. В политологической среде мнения тоже разнятся, но в несколько ином контексте. Некоторые эксперты согласны с тем, что новая нарезка будет играть на руку властям. Но есть и другие точки зрения: к примеру, если финансовый кризис активней затронет село (а все к тому идет), то уже сложно будет говорить о провластных настроениях провинциальных жителей. С другой стороны – городские районы будут дополнены не только селами, но и небольшими городками, в том числе и «элитными». Там электоральный ресурс тоже неоднозначен.
На самом деле критические отзывы – это своеобразная дань традиции. Если проводить аналогию с США, где споры по поводу округов ведутся постоянно, то там нарезать округа в свою пользу позволяет контроль над большей частью региональных сенатов. Затем победители – республиканцы или демократы – используют это преимущество для создания себе более комфортных условий при выборах в конгресс, чем вызывают критику проигравшей стороны. То есть контроль над этим вопросом осуществляется снизу вверх – согласно законодательству – раз в десятилетие (норма, перекочевавшая и к нам). Причем проигравшая сторона мобилизует все силы, чтобы через 10 лет нарезать округа уже в свою пользу.
В России ситуация обстоит несколько иным образом, неизменной остается только критика в адрес властей. Впрочем, есть и другие нюансы. Так, новая схема округов поставит перед кандидатами в депутаты серьезный вызов – повестка в селе и городе, безусловно, сильно разнится. Чтобы охватить электорат, понадобится не только грамотная предвыборная стратегия и развернутая агитационная сеть, но и солидные финансовые ресурсы.
В этой связи политологи прогнозируют, что по одномандатным округам могут пойти в том числе аффилированные с региональным бизнесом кандидаты. Возможны и другие варианты. Так, широкий спектр возможностей есть у Общероссийского народного фронта, который может отреагировать и на социальную повестку села, и на требование горожан в сильном бренде.
Отдельный разговор – участие в выборах по одномандатным округам представителей несистемной оппозиции. С одной стороны, похвастаться известностью на селе они не могут. С другой – не исключено, что смогут извлечь и свои плюсы, войдя в союз, скажем, с недовольными региональными бизнесменами.