Созданный по единой концепции новый учебник истории учителя еще только осваивают. Фото Сергея Фадеичева/ТАСС
Вчера в Российском историческом обществе (РИО) обсуждали вопросы преподавания истории в школах. Решено, что за процессом внедрения новых учебников необходимо пристально наблюдать и что надо оказывать методическую поддержку учителям. Среди предложенных новаций – тестирование педагогов на знание этого предмета, а заодно и русского языка. А в Госдуме появилось предложение – вместо опусов о летних и зимних каникулах предложить школьникам писать эссе об истории их семей.
Руководитель РИО, председатель Госдумы Сергей Нарышкин подчеркнул важность дальнейших дискуссий о качестве исторического образования в стране. На их основе, по его словам, вскоре могут появиться конкретные инициативы. Он отметил, что уже в этом учебном году свыше 750 тыс. школьников занимаются по новым учебникам истории, созданным на основе единой концепции. А потому Нарышкин попросил помочь учителям методической помощью.
Она им действительно может понадобиться. Например, на днях в стенах МГУ состоялась презентация книги «Современный мир и его истоки» председателя комитета Госдумы по образованию и главы фонда «Русский мир» Вячеслава Никонова. Ее тут же назвали путеводителем по нынешним международным событиям. Появилось и предложение включить эту книгу – в адаптированном, конечно, виде – в учебную программу для старших классов, чтобы сделать ее завершающим этапом исторического образования школьников.
Еще в конце июня на встрече с учителями истории президент Владимир Путин много говорил о роли этой дисциплины в воспитании подрастающего поколения. А также о современных учебниках: «Научное и методическое обеспечение гуманитарной сферы образования сегодня иногда, скажем так, мягко, запаздывает – и с современными учебниками, и с подготовкой самих специалистов. Практически нет пособий, которые глубоко и объективно отражали бы события новейшей истории нашего Отечества».
Впрочем, есть и противники единых учебников, которые утверждают, что они мешают умению мыслить непредвзято. Такое мнение вчера высказал экс-министр финансов Алексей Кудрин: «Критическое мышление – это способность всегда апеллировать к какому-то мнению, всегда искать новые аргументы. В этом смысле, я считаю, России нужно быть более свободной для студентов и даже для школьников. Тема создания единых учебников – она скорее мешает. То есть мы в данном случае пошли в обратную сторону».
Кудрин полагает, что мнение сообщества профессионалов и общества важно в вопросах школьной и вузовской программы, однако, напомнил он, вузы и школы за рубежом сами выбирают содержание учебников: «Нужно быть более взвешенными, ответственными, нужны общественно-профессиональные советы, определяющие содержание учебников, но вообще-то на Западе это дело самих университетов. Школы выбирают учебники, по которым они хотят учиться».
Между тем среди экспертов звучат предложения ввести обязательное тестирование по русскому языку и истории России для самих учителей. Второй из этих двух экзаменов, мол, позволит определить, насколько педагог овладел новейшей версией истории страны, изложенной в новом едином пособии. Кстати, ввести тесты по русскому для абсолютно всех учителей этого предмета на прошлой неделе предложила вице-премьер Ольга Голодец. По ее мнению, качество программ обучения родному языку оставляет желать лучшего, их нужно кардинально менять.
В Госдуме же справедливоросс Олег Нилов предложил заменить школьное сочинение на тему «Как я провел лето» на исследовательское эссе «Моя семья в истории России». Он обратился в правительство с идеей «ввести в школьную программу сочинения об истории своего рода, истории своей семьи в истории России». «Сегодня открыты многие архивы, слава богу, живы участники Великой Отечественной войны, в том числе и участники блокады Ленинграда, так что дети могут писать сочинения и со слов своих бабушек и прабабушек», – считает депутат. По его словам, в случае если его инициатива будет реализована, за несколько лет во многих российских семьях можно будет создать прообраз семейного древа, благодаря которому современные дети будут знать имена своих предков и свою историю.
Между тем, пока историю в России хотят подвести под единый формат, учебную программу по другим предметам, наоборот, думают сильно разнообразить. Например, в Мосгордуме предлагают ввести в школах редкие языки – японский, корейский, арабский и т.д. По словам главы комиссии МГД по образованию Антона Молева, «человек, у которого будет сначала базовое, а затем и профильное образование в этом направлении, получит очевидные преимущества в профессиональной среде».