С пожарной каланчи на Сусанинской площади Костромы о победе ПАРНАСа, видимо, не прозвонят. Фото Марии Кривошеиной
По данным источника «НГ», близкого к администрации президента, РПР–ПАРНАС в Костромской области может в итоге не оправдать завышенных ожиданий из-за низкого электорального рейтинга. Он находится где-то на уровне 1%, что подтверждается и соцопросами. Эксперты считают, что демократам не удалось создать базовой идеи, на которой затем они бы построили агитацию.
В непростых, но интересных с точки зрения участвующих в выборах партий регионах, как Костромская область, предварительные рейтинги выгодно отличаются от общефедеральных. Как правило, объем выборки здесь куда больше, как и число показателей. В этом прежде всего заинтересована сама власть, которая хочет знать расклад сил перед выборами. Поэтому таким соцопросам можно вполне обоснованно доверять, а значит, и утверждениям источника «НГ». Впрочем, и по свежему исследованию ВЦИОМ получается все тот же 1%.
Информация о трудной для ПАРНАСа электоральной ситуации в Костроме проявилась еще в независимом августовском телефонном опросе, проведенном компанией Brandcare по заказу московских экспертов. В нем показатели ПАРНАСа, правда, еще хуже – около 0,4%. Есть и другие исследования. Так, на днях политолог Антон Хащенко написал в соцсетях: «Общался вчера с коллегами из Костромы. Разговор дошел до перспектив ПАРНАСа. Птичка нашептала, что, по данным социологической службы Демкоалиции, максимум, на что может рассчитывать Яшин с товарищами, если бы выборы состоялись завтра, – не более 1,5%». И заключил, что «поставленная ими планка в 10% – какая-то уж сильно заоблачная».
То есть получается, что при соблюдении «правила трех» среднее арифметическое в рейтинге ПАРНАСа стремится как раз к тому самому 1%. Любопытно, что у партии «За справедливость», в агитации проходящей как ПАРЗАС, рейтинг 0,6%. Больше у нее и известность среди населения: в самой Костроме – 20,2% (против 14,6% у ПАРНАСа), в районных центрах – 20,1% (9,2%), в селах – 22,8% (4,9%).
Причем сами демократы о предварительных рейтингах ничего не говорят, сосредоточившись на агитационных дневниках и последних предвыборных усилиях – к мобилизационному рывку, например, на днях призвал глава костромского списка ПАРНАСа Илья Яшин. С этими намерениями в регион прибыл и активно агитирует также Алексей Навальный. Впрочем, «НГ», кстати, так и не удалось узнать у демократов результаты их собственных опросов.
Между тем общий электоральный расклад в области, согласно частному исследованию по заказу экспертов, выглядит не менее интересно. В целом люди намерены выборы посетить. На вопрос, придут ли они, «да» и «скорее да» ответили 83% респондентов. При этом эффективность областных властей оценивается крайне сдержанно: высоко о ней отозвались всего 0,9%, о том, что она «достаточно эффективна» – 12,9%, «эффективна в средней степени» – 50%.
Однако симпатии все равно на стороне партии власти, за которую сейчас готовы отдать голоса 62,9% опрошенных при 54% доверия среди вообще всех знающих о существовании «Единой России». По этим показателям значительно отстают парламентские партии. На втором месте – КПРФ с 13,6% поддержки (20,2% доверия), на третьем – «Справедливая Россия» с 12,4% (17,9%), на четвертом – ЛДПР с 7,1% (15,2%). Замыкают пятерку демократы из «Яблока», у которых рейтинг составляет 1,5%, а доверие – 2,8%.
И все-таки, как подчеркивают сами авторы исследования, слишком высок процент тех, кто затруднился ответить, и это может внести коррективы в сложившуюся ситуацию. Допустим, на вопрос о предпочтительном губернаторе не смогли дать ответ 20,1% респондентов, а предварительно выбрать партию – 18,7%.
Глава Политической экспертной группы Константин Калачев тоже обратил внимание на существенное число не определившихся с выбором. Впрочем, по его мнению, ПАРНАС не смог «сформулировать понятные и очевидные аргументы в пользу голосования за свой избирательный список». Оставшаяся неделя, по словам эксперта, – это мобилизация, которая не факт что сможет что-то дать демократам: «А есть ли у них система мобилизации сторонников? Сомневаюсь. Ибо вначале надо создать сам предмет – обрести сторонников. Откуда спискам сторонников взяться при таком рейтинге?» Соответственно политолог отметил и технические недостатки в избирательной кампании: к примеру, колл-центр, который, возможно, помог бы «найти за оставшиеся четыре дня «философский камень», но как механизм «может эффективно работать только в режиме коротких опросов, формирующих общественное мнение и создающих базу сторонников».
Но главным минусом стало другое. «Вопросов два: первый – проходит ли сигнал, второй – о чем он, – сказал «НГ» Калачев. – Механическое усиление кампании мало что добавит, если сигнал целевой аудиторией не понят». То есть не хватило именно сигнала, идеи, «простых и понятных причин – мотивации к выбору именно ПАРНАСа». Впрочем, уточнил он, социология показывает, что, конечно, какая-то активность ПАРНАСа есть, и в принципе люди ее замечают. Но большинство все-таки заметили не агитацию, а скандалы – конфликт с «Яблоком» и раскрученную оппонентами тему встречи Навального с представителями посольства США.