Партии зовут людей на выборы, но никаких гарантий не дают. Фото Александра Рюмина/ТАСС
Агитационная кампания в регионах наконец набрала обороты. Губернаторские выборы остались почти без интриг, так что и их информационное сопровождение выглядит формальным. Кампании по избранию депутатов заксобраний оказались более острыми и изобретательными на пропаганду. «НГ» проанализировала, с чем выходят к народу парламентские партии, и выяснила, что предлагают они в общем-то свои обычные стандартные наборы. Партия власти демонстрирует сегодняшние успехи, а оппозиция спорит с ней через воспоминания о прошлом или прогнозы на будущее.
Главной общей чертой для всех них является перенос в ходе агитации федеральной повестки на местный уровень. Все парламентские партии в регионах используют в свою пользу тему роста патриотизма и концентрируют внимание избирателей на общих для всей страны социально-экономических проблемах. В принципе заметить разницу в сути озвучиваемых представителями думской четверки планов и лозунгов крайне сложно, да они еще и произносят их примерно одними и теми же словами. Впрочем, нюансы, конечно, имеются.
Как уже писала «НГ», многие действующие губернаторы и одновременно кандидаты решили не утруждать себя составлением предвыборных программ (см. «НГ» от 02.09.15). Как оказалось, эти концептуальные документы – редкость и на выборах в заксобрания. Их наличие демонстрирует в основном партия власти, региональные отделения которой, кстати, в самом начале кампании были подвергнуты критике со стороны федерального руководства «Единой России» за то, что просто копировали программные документы правительства.
Не сказать, кстати, что программы ЕР разительно отличаются друг от друга в зависимости от региона, однако в них от общих слов все-таки переходят к частностям. К примеру, жители Сосногорска в Республике Коми знают, что у них «планируется повысить уровень утилизации попутного нефтяного газа до 85%».
Программы ЛДПР и КПРФ, если взять ту же Коми, состоят исключительно из общих слов. Первая «продиктована самой жизнью», а вторая ставит задачей «восстановление общенародной собственности на природные богатства республики». У «Справедливой России», надо заметить, никакой программы в этом субъекте и вовсе нет – и в целом по стране эсэры вообще как-то не очень активны на этом фронте.
Зато у них есть стандартный предвыборно-агитационный прием: в регион лично приезжает лидер СР Сергей Миронов, который первым делом отправляется на беседу с действующим губернатором, обсуждает с ним социально-экономическую ситуацию, после чего следуют митинг или встреча с избирателями. Публичные мероприятия, как правило, посвящены борьбе с платежами за капремонт. У этой партии, между прочим, в 11 регионах есть специальные центры защиты прав граждан со своими печатными изданиями. Эсэры пытаются агрегировать конкретный протест, а ведь граждане коммунальными платежками действительно недовольны. Короче говоря, текущая идеология СР наглядно была отражена на похищенном в Рязанской области баннере с изображением Миронова: «Видим, помогаем, защищаем».
Стандарт от ЕР – это праймериз. По факту они позволили этой партии начать агитацию задолго до всех остальных сил. В ЕР, кстати, тоже не отказываются от использования образа руководства – недаром поддержать рязанское отделение приезжал сам премьер Дмитрий Медведев. Учитывая, что использование образа президента запрещено еще с 2011 года, наличие главы российского правительства в качестве фона для того или иного кандидата немаловажный факт. Именно поэтому-то магаданские эсэры и разместили в своей газете карикатуру на Медведева. Региональный избирком, как известно, запретил такое творчество, но затем Центризбирком это решение аннулировал.
В целом же единороссы стараются соответствовать имиджу «партии реальных дел»: возможно, они и не везде публикуют предвыборные программы, но зато очистили береговую полосу бухты Нагаево в Магаданской области и убрались в парке Патриотов у Музея-диорамы в Воронеже.
Либерал-демократы, в свою очередь, пытаются активничать в социальных сетях. Они создают региональные группы – преимущественно в «ВКонтакте», где неизменно оказывается видео с призывом лидера ЛДПР Владимира Жириновского прийти на выборы и поддержать народных кандидатов от этой партии. Акции либерал-демократов создают ей дружелюбный образ – например, в Воронеже в День семьи, любви и верности массовое мероприятие прошло под названием «ЛДПР любит тебя!». А вот общий для всех партий тренд использовать облики вождей сыграл с либерал-демократами злую шутку. В том же Воронеже в газете, где рассказывалось о встрече Жириновского с президентом Владимиром Путиным, фото было обрезано так, что от последнего осталось только плечо. Что соперники, конечно, не преминули подметить.
А вот коммунистов легко узнать по первым словам их программ. Если успехи ЕР раскрываются через слова «впервые за 25 лет», а плюсы партии власти подчеркнуты последними достижениями, то КПРФ, напротив, акцентирует внимание на том, что со времени развала СССР все стало только хуже, виновные понятны и, мол, надо бы все вернуть. В общем, этот тезис показательно отражен в документе из Воронежской области – «Что мы получили за 25 лет капитализма?».
Чуткой оказалась Компартия и к подхваченным другими партиями трендам: скажем, коммунисты не меньше эсэров критикуют чрезмерные платежи за капремонт. Впрочем, назвать их подход к агиткампании изобретательным трудно, причем это касается как лозунгов и акций, так и, к примеру, баннеров. Чего стоит один только магаданский – с тройкой местных партийцев и надписью: «Коммунист не обманет, коммунист не предаст». Эксплуатируя тему, что все беды от распада СССР, с такими заявлениями надо быть, конечно, осторожнее. Хотя, скажем, «Магадан, будь уверен» от ЕР или ямальское «ЛДПР – это поддержка молодых семей» – это тоже не верх творчества. А вот снятый в Липецке баннер «ЛДПР или терпи дальше» был более креативным.
Следует отметить, что вопреки стараниям партии не очень гибко реагируют на местную повестку. Например, в непростой с точки зрения экологии Челябинской области единороссы проводят именно «экологические субботники», которые представляют собой обычную уборку мусора. И вообще, все партии вместе воспользовались и 1 сентября для критики сферы образования, и Днем семьи – для тревог о демографии, и годом патриотизма – для инвектив в сторону Запада, и импортозамещением – для сельскохозяйственных лозунгов, и Украиной – для пиара против либералов.
Агиткампании на выборах в заксобрания во многом напоминают губернаторские, но на этом уровне оказалось куда больше борьбы, ведь чем ниже статус выборов, тем сильнее накал. Хороший пример – это непростая для партии власти Новосибирская область, где ЕР спорит с командой мэра-коммуниста Анатолия Локтя. Там единороссы обвиняют коммунистов и в том, что те сорвали детский праздник, и в том, что ими организована раздача 50-рублевых купюр с именем кандидата от КПРФ. А еще коммунисты клеят свои агитки поверх единороссовских. Иногда получается смешно – в Сети появились фото плакатов, на которых Локоть вроде бы жмет руку кандидату КПРФ Евгению Смышляеву, но ноги у того оказываются не свои, а кандидата ЕР Алексея Александрова.