Эксперт по конституционному праву Станислав Станских эмигрировал в США из-за позиции по Крыму. Фото со страницы Станислава Станских в социальной сети Facebook |
Как стало известно «НГ», в США эмигрировал руководитель Центра конституционной истории Станислав Станских. Он объяснил, что работать в России не может – из-за его позиции по Крыму с ним перестали общаться коллеги, а на него самого посыпались обвинения в шпионаже. Впрочем, политэмигрантов в Америке, как оказалось, с объятьями не ждут – живущий сейчас в Вашингтоне журналист Андрей Насонов, хлопочущий там об убежище, даже выпустил для россиян памятку о предстоящих трудностях.
В России эксперт являлся автором ряда статей с критикой власти за нарушение Конституции, называл присоединение Крыма неправовым актом. Станских также основал в Подмосковье движения «Голицыно – наш город» и «Звенигород – наш город». На вопрос «НГ» о причинах своего отъезда, он пояснил, что экономическая и политическая ситуация в России стала слишком сложной. «В результате политики государства по вытеснению из публичного пространства инакомыслящих возникло слишком много проблем для независимой экспертной и публичной деятельности», – заявил собеседник «НГ». По его словам, в таких условиях все труднее найти себе применение без риска подвергнуться гонениям, вплоть до уголовного дела по политическим статьям.
«Борьба с инакомыслящими перешла уже на институциональный уровень. А у меня принципиальная публичная позиция по Крыму, и не только. Начались проблемы с работой, многие коллеги перестали общаться, начались обвинения на уровне председателя Совета депутатов Звенигорода в шпионаже и тому подобное». В США Станских намерен «продолжить работу по проекту будущей конституционной реформы», который он начал писать в России. Он подчеркнул, что его отъезд носит временный характер – до нормализации обстановки.
В Общественной палате подмосковного Звенигорода, членом которой был Станских, «НГ» косвенно подтвердили, что шпиономания, на которую тот жаловался, судя по всему, была. Его особая позиция многих не устраивала. «Мое личное мнение – это человек, подготовленный к разгрому общественности, – заявила «НГ» глава Общественной палаты Звенигорода Елена Сидоркина. – Он всегда с негативом к нам относился, ни с кем не соглашался, писал Воробьеву (губернатору Московской области. – «НГ»), не согласовав с нами. В общем, вечно какие-то козни строил». Сидоркина с возмущением заметила, что «однажды узнала, что он ездил обучаться в Польшу». На вопрос, не намекает ли она, что Станских был шпионом, она ответила: «Да, в городе именно так и говорили».
Кстати, одним из первых об отъезде Станских сообщил новостной портал Звенигорода. «За два года его проживания в нашем городе он успел побывать по крайней мере в четырех странах, где принимал активное участие в конференциях антироссийской направленности», – говорится на сайте zvencity. ru. – Его соратники по движению «Звенигород – наш город» ждут не дождутся, когда их лидер вернется в Звенигород уже в другом качестве и будет раздавать «печеньки» от заокеанских «пекарей».
Сам Станских заявил «НГ», что намерен обосноваться в Бостоне. Но в отличие от депутата Госдумы Ильи Пономарева, на которого в России заведено уголовное дело и который живет в Штатах без запроса убежища, для других беженцев это обязательное условие. Воронежский журналист и гей-активист Андрей Насонов, который уже около года находится в США, где пытается получить политубежище, выпустил специальную памятку для таких же политэмигрантов.
Как рассказал «НГ» Насонов, одно рассмотрение документов может занять длительный срок, и все это время эмигранту необходимо самостоятельно искать жилье и жить на собственные средства. «Я изначально был готов к самому худшему развитию событий, – заявил он «НГ». – И эта мысль до сих пор помогает держаться на плаву». Он пояснил, например, что цены в магазинах – на уровне московских, а потому еда ложится бременем на бюджет, если нет работы. Насонов рассказал, что очень помогают благотворительные организации, два раза в месяц предоставляя продуктовый пакет.
«Для подачи заявления на убежище необходим адвокат. Чаще всего это платная услуга, от 2 тыс. долл. и выше, – говорит журналист. – Но при этом есть возможность выйти на организацию, которая предоставляет бесплатного адвоката». «Решение уехать каждый принимает, исходя из своей индивидуальной ситуации, – резюмирует Насонов. – Много плюсов, но много и минусов. Переезд не сулит вам золотых гор и райской жизни на побережье Атлантического океана. Придется испытать сложности, которых раньше, возможно, никогда не было».
Эксперты замечают, что состояние общества в России такое, что людям с отличной от большинства позицией зачастую просто приходится уезжать. «Обстановка в стране соответствует состоянию общества. Это ведь обычные люди считают, что кругом «агенты влияния» и «пятая колонна», – отметил глава Политической экспертной группы Константин Калачев. Правда, сейчас российским эмигрантам в Америке гораздо сложнее получить убежище, сказал «НГ» гендиректор Центра политических технологий Алексей Макаркин. «Во времена холодной войны США исходили из того, что любой человек, сбежавший из страны советов, заслуживает убежища, – пояснил эксперт. – Сейчас, хотя и говорят, что холодная война вернулась, это произошло не в полной мере». По словам Макаркина, «если в СССР люди были изначально лишены основополагающих прав, то от уехавших из России требуют сначала доказать, что у тебя проблемы».
Что касается эмиграции Станских, с которым Макаркин знаком лично, то эксперт объяснил ее так: «Человек посвятил себя конституционному праву, в результате чего выяснилось, что в Конституции у нас записано многое, но реализовать это нельзя. А когда ты предлагаешь, как все-таки это сделать, то выясняется – ты иностранный шпион, потому что съездил в Польшу».