Повышать явку будут за счет массовых мероприятий. Фото c сайта www.maumrc.ru
На нынешних выборах власти, судя по всему, отказались от ставки на низкую явку, которая ранее помогала нарастить процент для лояльных кандидатов. Сейчас на участки активно зазывают избирателей – в целом ряде субъектов реализуется кампания по привлечению молодежи. Интересно, что касается это в основном тех регионов, где у «Единой России» и поддерживаемых ею губернаторов нет проблем с рейтингом.
Программы по привлечению на участки молодежи, согласно сайтам избиркомов, реализуются в пяти областях, где будут выбирать региональных депутатов. Так, в Курганской области пройдет акция «Голосую впервые», в рамках которой планируются встречи избиркомовцев с молодежью и экскурсии в облдуму. В Республике Коми открывается киноклуб для молодежи, где будут показывать просветительские фильмы о выборах. А в Ямало-Ненецком автономном округе запущен проект «Я выбираю Ямал», направленный на «повышение электоральной активности молодежи», а также проект «активный избиратель».
В Челябинской области интерес юных россиян к выборам повышается через молодежный проект «Академия лидерства». В Воронежской области организаторы выборов, в свою очередь, провели тематические мероприятия в детских лагерях и конкурс «Знаток избирательного права».
В Белгородской области реализуются две программы: «Сделай выбор», в рамках которой молодежь района призывает земляков идти на выборы, и «Будущее в твоих руках» – ее организовали избирком и отдел молодежной политики.
Причем все эти области считаются бесконфликтными для «Единой России». В то же время избиркомы Костромской, Калужской, Новосибирской и Магаданской областей, где не все так просто, ни о какой мобилизации избирателей не сообщают. Собеседник «НГ» в одном из областных правительств подтвердил – задача на повышение явки была поставлена всем регионам: «Где главы с плохим рейтингом, там, видимо, плохо работает весь госаппарат. Что и на выполнении задач отражается».
Если анализировать данные избиркомов, то аналогичный выборочный подход наблюдается и в регионах, где 13 сентября выберут губернаторов. Эксперты полагают, что наибольшая активность по повышению явки заметна как раз там, где наиболее сильны позиции выдвинутых единороссами претендентов. К таковым относятся, к примеру, Татарстан, где избирателей зазывают на участки листовками, и Камчатский край, где действует программа повышения явки среди молодежи.
Очень активны и в кемеровском избиркоме. Согласно сайту ведомства, там что ни день, то новое мероприятие по популяризации выборов: «Я будущий избиратель», «Избирательный калейдоскоп», «Юные знатоки избирательного права». Аналогично в Иркутской области, где уже проведена программа «Посвящение в избиратели» для россиян, которым только исполнилось 18. Помимо этого там был организован фотоконкурс о выборах. В Калининградской же области повышением электоральной активности молодых занимается Агентство по делам молодежи совместно с избиркомами.
В Пензенской области молодежь решили завлечь на выборы конкурсом на лучшую творческую работу по избирательному праву. В Сахалинской области в рамках молодежного форума прошел День молодого избирателя. Игра, посвященная выборам, прошла и на Смоленских областных сборах творческой молодежи в конце августа.
По мнению экспертов, такая насыщенная программа может свидетельствовать о том, что власти уже не хотят побеждать на выборах с низкой явкой. «В большинстве случаев и смысла ее снижать нет. Протест умер на Болотной, – сказал «НГ» глава Политической экспертной группы Константин Калачев. – Бояться нечего, и не только по причине зачищенности политического поля. Просто выборы перестали канализировать протест. Недовольство есть, но недовольные в массе своей считают, что от выборов ничего не зависит». Ставка на молодежь, по словам эксперта, объясняется тем, что если брать опрос по России в целом, то ее явка идет на пользу ЕР: «Они еще не платят за квартиру, они еще не озабочены проблемой роста цен, им нравится, что Россия поднимается с колен».
Вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский выразил сомнение в том, что власти решили отказаться от тактики низкой явки: «Я не думаю, что произошла смена тактики. На самом деле, если судить по выборам прошлого года, то явка стала немного расти на региональных выборах, и это связано не только с мобилизацией избирателя, то есть административными методами». По его словам, дело в том, что «хоть немного, но повысился интерес избирателей к тому, чтобы принимать участие в выборах».
Он пояснил «НГ», что спецмеры по привлечению молодежи – стандарт российских избирательных кампаний, но и «малоэффективная практика, поскольку массово привлечь молодежь на выборы все равно не удается». Ставку следовало бы делать в таком случае на людей среднего возраста и пенсионеров. При этом, отметил Туровский, при всей низкой эффективности есть уже сложившаяся практика: власть опасается, что молодежь подвержена влиянию оппозиционных настроений, и пытается повлиять на нее. С другой стороны, и губернаторы заинтересованы в том, чтобы отчитаться перед федеральным Центром в высоких показателях.
Между тем эксперт усомнился в отсутствии «мобилизационных мероприятий» в Калужской, Костромской, Новосибирской и Магаданской областях и подчеркнул: «Если это действительно так, то выводы слишком очевидны: власть боится протестных настроений, а потому и не проводит мероприятия».