Фото Павла Сарычева
Правительство внесло вчера в Госдуму поправки к закону о прокуратуре. Кабинет министров ссылается на постановление Конституционного суда (КС), который признал ряд положений этого закона неконституционными. Новый документ призван заключить прокурорские проверки в более строгие временные рамки, тем самым сняв претензии со стороны некоммерческих организаций (НКО), которые и подавали жалобу в КС.
Правительственный законопроект появился «в целях реализации правовой позиции» КС, который 17 февраля этого года признал, что взаимосвязанные положения п. 1 ст. 6 и п. 1 ст. 22 закона о прокуратуре не соответствуют Конституции. Дело в том, что прокуратура может произвольно назначать НКО сроки исправления ее предписаний. Позиция КС тогда свелась к следующему: законы нужно изменить.
Поправки касаются четырех статей закона: 6-й («Обязательность исполнения требований прокурора»), 21-й («Предмет надзора» в главе «Надзор за исполнением законов»), 22-й («Полномочия прокурора») и 26-й («Предмет надзора» в главе «Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина»). Изменения призваны установить как сроки проведения прокурорами своих проверок, так и время на исполнение требований «о представлении необходимых документов, материалов, статистической и иной информации».
Причем, как отмечается в пояснительной записке к документу, для создания единых подходов «предполагается, что вводимые законопроектом сроки предоставления информации и проведения проверочных мероприятий будут действовать не только в отношении некоммерческих организаций, как это следует из постановления КС РФ, но и в отношении всех поднадзорных органов и организаций, перечисленных в п. 1 ст. 21 закона». А это, согласно закону, «федеральные органы исполнительной власти, Следственный комитет России, законодательные и исполнительные органы госвласти субъектов РФ», органы местного самоуправления, военного управления и контроля, а еще их должностные лица, правозащитники из общественных наблюдательных комиссий, органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций. То есть почти все.
Что же касается вводимых реальных сроков, то они определены достаточно жестко. К ст. 6 предлагаются следующие поправки: требуемая прокурорами информация, включая различные справки и документы, должна предоставляться в течение 10 рабочих дней «с момента поступления требования руководителю или иному уполномоченному представителю организации». Если же речь идет о «проведении проверок исполнения законов», то срок – пять дней. А если существует угроза жизни или здоровью, безопасности страны или имущества и т.п., то уложиться придется в течение суток. Впрочем, прокурорам тоже поставили рамки, запретив требовать информацию и документы, которые организация либо не обязана иметь по закону, либо не имеющие отношения к целям проверок, либо переданные силовикам ранее, либо опубликованные в СМИ или Интернете.
Суть изменений к ст. 21 в том, что прокуроры при проверках «не подменяют иные госорганы». То есть поступит запрос из какого-либо ведомства – силовики выдвинутся лишь тогда, «когда сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения проверки». Срок надзора за исполнением законов «не должен превышать 30 календарных дней». Его, правда, можно продлить еще на 30 дней, но лишь в исключительных и сложнейших случаях. В документе содержится замечание: «Не допускается проведение проверки исполнения законов повторно в связи с теми же фактами, которым по итогам ранее проведенной проверки уже была дана или должна быть дана правовая оценка, при отсутствии каких-либо новых или вновь открывшихся обстоятельств». Привлечение других госорганов допускается, но только в качестве экспертов, а не еще одних ревизоров.
Кстати, правозащитники, пожаловавшиеся в КС, заявляли, что прокуроры идут по горячим следам чужих проверок. Помимо этого сроки для установления каких-либо фактов ставятся слишком короткие: в такой атмосфере работа НКО парализуется.
Напомним, что действующее законодательство, как гласило постановление КС, не устанавливает для прокуроров «четких временных рамок и позволяет проверяющим самостоятельно определять сроки исполнения своих требований». Из чего суд сделал такой вывод: «Это позволяет ставить перед НКО объективно невыполнимые задачи, которые в отсутствие специально установленных законом критериев не могут быть проверены по существу в суде. Невыполнение же в установленный прокурором срок соответствующих задач влечет для НКО административную ответственность».