Для беженцев с юго-востока Украины в законе будет специальный статус. Фото Reuters
Федеральная миграционная служба (ФМС) подготовила законопроект «О предоставлении убежища на территории РФ». Он заменит действующий с начала 1993-го и много раз правленный закон о беженцах. В новом законе прослеживается явная связь с украинскими событиями. Так, вводится институт временной защиты для иностранных граждан, которые вынуждены массово покидать свои государства. Кроме того, впервые четко прописано, на каком основании у России можно просить политического убежища.
Как следует из проекта ФМС, размещенного на официальном портале для обсуждения нормативных актов, решениями о предоставлении такого убежища будет заниматься российский президент. Так что ведомство Константина Ромодановского даже не стало приписывать в документе процедурных моментов – они будут определены указом главы государства. За ФМС в данной процедуре остается лишь решение технических вопросов – типа выдачи свидетельств и обустройства скрывшихся в нашей стране политических эмигрантов.
И действительно, впервые в законодательстве четко определено, из-за чего иностранец может попросить о покровительстве. «Политическое убежище – исключительная форма защиты, предоставляемая президентом РФ иностранному гражданину или лицу без гражданства, ищущему защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права» – такой термин предполагается использовать.
Напомним, в ныне действующем законе о беженцах, который с момента своего принятия в феврале 1993 года корректировался уже десятки раз, о политическом убежище не говорится ни слова. Кстати, подготовленный в ФМС законопроект вопреки обыкновению не сопровождается пояснительной запиской, так что никакого официального разъяснения, по каким причинам этот институт вводится, не представлено. Однако уже сейчас можно предположить, что один потенциальный соискатель на убежище имеется – это бывший сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден. В проекте есть уточнение: «Принимается во внимание, что преследование направлено непосредственно против лица, обратившегося с ходатайством о предоставлении политического убежища».
Не исключено также, что появление института политического убежища, предоставляемого по персональным указаниям президента РФ, прямо связано и с нынешними украинскими реалиями. Как известно, в России образовалось альтернативное правительство этой страны, более того, даже некое руководство Украины в изгнании, названное комитетом национального спасения. Напомним, что в его составе уже есть и тот, кто готов баллотироваться в президенты, – это бывший депутат Верховной рады Владимир Олейник. И сам он, и ряд других членов данного комитета в самой Украине находятся под уголовными делами именно по политическим статьям. Так что, возможно, и они тоже станут политбеженцами.
Украинский контекст в новом законе, который планируется принять уже этой осенью, прослеживается и в другом его месте. К примеру, вводится такое понятие, как временная защита. Основание для просьбы о ней таково: «Право временно пребывать на территории РФ иностранного гражданина, прибывшего в экстренном массовом порядке в составе группы лиц вследствие вооруженного внутреннего или международного конфликта, массового нарушения прав человека, угрозы насилия или иных событий, серьезно нарушающих общественный порядок в государстве его гражданской принадлежности или прежнего обычного местожительства». Кстати, именно с такой формулировкой беженцы с юго-востока Украины и принимаются в России на протяжении последнего года.