В тюрьмах появятся новые методы реабилитации. Фото Reuters
По данным Федеральной службы исполнения наказания (ФСИН), в России сегодня отбывает наказание в виде лишения свободы около 671,7 тыс. человек. И более половины из них являются рецидивистами. Чтобы изменить устойчивую динамику, ведомство начинает эксперимент по созданию для заключенных принципиально новой системы социальной реабилитации. Например, в колониях появятся центры исправления, в которых к каждому осужденному будут искать свой подход.
По статистике, каждый третий заключенный после своего освобождения возвращается в колонии. Во ФСИН полагают, что это происходит из-за серьезных проблем с социальной адаптацией зэков. Ведомство предлагает решить проблему с помощью предварительной подготовки осужденных к выходу на свободу. В следующем году во многих исправительных учреждениях появятся школы по подготовке к освобождению, посещать которые сидельцы начнут за полгода до окончания срока.
На занятиях соцработники будут решать с арестантами жизненные вопросы: где они планируют жить, работать или учиться. При необходимости помогут в поисках работы. Запланировано и обучение – заключенных, не получивших среднего образования до 30 лет, в обязательном порядке посадят за парту. Местным администрациям, по сведениям «НГ», уже рекомендовано готовиться к наплыву безработных зэков, заранее составив списки профессий, на которые они могут претендовать, а также перечень специальностей, на которые бывшие заключенные смогут пройти обучение.
Как сообщил «НГ» руководитель портала gulagu.net Владимир Осечкин, испытание новой модели исправления осужденных продлится до начала следующего года. А ее окончательное внедрение запланировано к 2020 году.
Более тщательная работа с арестантами будет проводиться в центрах исправления осужденных, которые готовятся на замену традиционным отрядам, существующим сейчас в колониях. Пока пилотный проект по их созданию стартовал в пенитенциарных учреждениях пяти регионов. По предварительным оценкам чиновников ФСИН, новация уже приносит плоды, «заметно снизилось количество злостных нарушений и выросло количество лиц, вставших на путь исправления». Поэтому руководство ведомства решило создавать такие структуры в каждом регионе. В будущем они появятся при колониях общего, строгого, особого режимов – кроме тех, где содержатся осужденные к пожизненному лишению свободы.
И жизнь в них будет сильно отличаться от нынешней тюремной. Новые учреждения хотят разделить на три типа – режимный (где размещен карантин, отряд строгих условий отбывания наказаний, штрафной изолятор и помещение камерного типа), с обычными условиями отбывания наказания (для осужденных, не имеющих взысканий) и с облегченными условиями, предусмотренными для тех, кто твердо встал на путь исправления. Разница между ними будет и в размерах свободной площади на каждого, и в уровне комфорта. Законопослушные зэки смогут пользоваться различными льготами в быту, участвовать в культурной и спортивно-массовой жизни. Во ФСИН полагают, что желание жить в более комфортных условиях даст осужденным мощный стимул к перевоспитанию.
Внутри каждого центра весь контингент предполагается разделить по принципу «цветового» оформления психологических характеристик. Цвета планируется использовать такие – желтый, белый и зеленый. Желтый получат лица, склонные к деструктивному поведению. Белый – осужденные «условно положительной» поведенческой направленности. К «зеленым» примкнут самые примерные осужденные.
Во ФСИН пока не уточняют, сколько же денег уйдет на реализацию новой системы адаптации заключенных. Но, по словам Осечкина, вряд ли в таких условиях выйдет какая-либо экономия бюджета. Между тем, согласно докладу Института проблем современного общества, на сегодняшний день расходы госбюджета на ФСИН являются наименее эффективными. Финансирование ведомства находится на относительно высоком уровне, но, по мнению экспертов, явного исправления заключенных в реальности не происходит.
Кстати, свыше 70% выделяемых государством на уголовно-исполнительную систему средств идет на содержание личного состава ФСИН и сопутствующие социальные обязательства. При этом сейчас в большинстве исправительных учреждений воспитательной работой, подготовкой к освобождению и многими другими вопросами занимается один сотрудник – начальник отряда. А вот в новых центрах исправления осужденных предусмотрен иной принцип работы. В каждом из них будут содержать 220–250 осужденных, а заниматься ими станут сразу пять ответственных сотрудников: начальник центра, два его заместителя – по воспитательной работе и режиму, психолог и специалист по организации труда.