Лидер «Яблока» Сергей Митрохин пожаловался на трудности последнего этапа избирательной кампании. Фото с сайта www.yabloko.ru
У «Яблока», которое участвует в выборах семи региональных заксобраний, начались проблемы с агитацией. В Новосибирской и Челябинской областях, которые эксперты называют приоритетными для партии, резко ограничили возможность наружной рекламы. «НГ» выяснила, что яблочники намерены сконцентрироваться сейчас на локальных повестках, забыв на время о таких глобальных проблемах, как, скажем, присоединение Крыма к России.
О трудностях с агитацией сообщил лидер «Яблока» Сергей Митрохин. Это касается как Новосибирской, так и Челябинской областей. Напомним, что в первом регионе партсписок возглавляет бывший вице-мэр Новосибирска Иван Стариков. Область считается проблемной для властей после смены губернатора и победы на выборах «столичного» мэра депутата Госдумы из КПРФ Анатолия Локтя. Недаром избирательную кампанию «Единой России» там курирует лично секретарь генсовета ЕР Сергей Неверов.
Что касается Челябинской области, то, по словам местного лидера «Яблока» Александра Талевлина, «в таких городах, как Миасс, Магнитогорск и Копейск, мы вообще не имеем возможности установить билборды». «Бесплатного эфира на телевидении областной закон нас лишил. Минута на втором канале стоит 47 тыс. руб., а нам это не по карману», – сообщил он «НГ».
Митрохин же подчеркнул, что там, где с регистрацией проблем вроде бы и не было, у партии все-таки сняли многих перспективных кандидатов. Например, члена Партии прогресса Тимофея Клабукова, которого «Яблоко» выдвинуло одномандатником в гордуму Ижевска.
«Он личность известная, расставил билборды по всему городу, что вызвало негативную реакцию властей, – пояснил Митрохин. – На него возбудили уголовное дело за экстремизм, а потом сняли с выборов». Ранее в Брянской области избирком снял яблочного кандидата-одномандатника Александра Богомаза, как предполагают в партии, только за то, что он является однофамильцем губернатора. Отказано в регистрации и кандидату от «Яблока» на пост главы подмосковного Домодедова Александру Гунько.
Ключевой задачей за оставшиеся до выборов три недели является агитация избирателей, пояснил Митрохин. По его словам, формат и темы будут зависеть от областной специфики, но в то же время неизменными останутся и традиционные пункты яблочной программы. К примеру, требование прозрачного бюджета, проверка обоснованности тарифов ЖКХ, борьба с точечными застройками, вырубкой скверов, а также разоблачение коррупционеров. Темы Крыма, который в партии считают аннексированным, специально касаться не будут. «Это международная политика. Если кто-то, конечно, захочет поднять – мы не против», – уточнил глава партии.
Как выяснила «НГ», эту тему в региональной кампании действительно решили обойти стороной. «Будут задавать вопросы – будем отвечать, конечно, но пока люди далеки от этого, – сказал «НГ» председатель костромского «Яблока» Валентина Ямщикова. – Избирателей сейчас больше волнуют тарифы ЖКХ». Она отметила также, что кампания в Костроме будет вращаться вокруг вопросов сокращения рабочих мест, малого бизнеса, экологии и природных ресурсов. «И, конечно, призывы к честным выборам, – продолжила она. – Довели область до ручки с этой «Единой Россией».
Лидер отделения «Яблока» в Республике Коми Евгений Шарапов пояснил, в свою очередь, что основная проблема местных – это «резкое падение доходов людей». «Так что, возможно, скоро пригодится разработанная Григорием Явлинским программа «Земля–дома–дороги» как крайняя мера по выходу из кризиса. Людей также волнует переселение из районов Крайнего Севера и строительство нового жилья. Да и вообще у нас довольно большие проблемы с экологией», – пояснил яблочник.
В рязанском «Яблоке» в ходе кампании также сконцентрируются на социальных вопросах. По словам главы местного отделения партии Павла Сенина, «это как общероссийские проблемы – развал медицины, образования, коррупция, так и чисто местные – критическая ситуация с бездомными животными, дорожной инфраструктурой и экологией». Например, от систематических вредных выбросов рязанского нефтезавода регулярно страдают жители крупнейшего микрорайона города, а это более 100 тыс. человек, заметил он. Позицию по Крыму в «Яблоке» не скрывают, но не станут делать ее отдельным направлением избирательной кампании, сказал собеседник «НГ».
Митрохин заметил, что ситуацию усложняет и максимальный официальный размер бюджета кампании: «В некоторых городах – это 2–3 млн, что для крупного города пшик, ничего». На это лидер «Яблока» в Коми Евгений Шарапов заметил, что к ним и эти деньги не поступили: «Вы спрашиваете про кампанию, а мы ее даже пока и начать не можем».
По мнению вице-президента Центра политических технологий Ростислава Туровского, у «Яблока» мало ресурсов и мало шансов пройти по спискам, хотя конкуренция на либеральном фланге снизилась после отказа в регистрации РПР–ПАРНАС. «Произошла серьезная деградация региональной сети, партии необходимо восстанавливать поддержку среди сторонников, сейчас для этого есть все условия, – говорит Туровский. – Если потенциал удастся восстановить, хорошие шансы были бы в Калужской области, Челябинске, Новосибирске. Остается надеяться, что к думским выборам партия сумеет подготовиться лучше». Отказ от упоминания Крыма в предвыборной программе Туровский считает правильным.