Катастрофа пятилетней давности для Польши теперь опять актуальное событие. Фото Reuters
После парламентских выборов в Польше, которые пройдут в октябре, власти этой страны могут инициировать трибунал для расследования катастрофы под Смоленском, в которой в апреле 2010 года погиб президент Лех Качиньский. Об этом «НГ» рассказал эксперт по российско-польским отношениям Андрей Пионтковский, по словам которого дело закончится пересмотром итогов предыдущего следствия.
Пионтковский объяснил вероятность повторного рассмотрения «дела упавшего самолета Качиньского» не международными, а внутрипольскими событиями: «В октябре в Польше состоятся новые выборы, и к власти может прийти партия брата Качиньского. Новому правительству будет выгодно подчеркнуть ошибки старого, в частности халатное отношение к расследованию гибели президента». Пионтковский подчеркнул, что развитию этого сценария будут активно способствовать польский президент Анджей Дуда, представляющий ту же партию «Право и справедливость», а также брат погибшего Ярослав Качиньский.
Пионтковский отметил, что дело скорее всего будут рассматривать внутри страны, например в польском Верховном суде. Однако исключать возможность международного трибунала никак нельзя. Ведь, по мнению эксперта, часть вины лежит и на России, которая ранее неправильно себя повела, «переложив вину целиком на Польшу, когда наши диспетчеры давали неправильную высоту». «Сейчас это противостояние имеет шанс стать довольно жестким. Например, по итогам судебного разбирательства Польша может потребовать от России выдать виновных в трагедии. Поляки хотят разобраться», – пояснил собеседник «НГ».
Напомним, что причиной катастрофы по итогам расследования были названы ошибки польского экипажа. Установлено, что в момент посадки в кабине пилота находились посторонние, в частности командующий ВВС Польши Анджей Бласик, в связи с чем и появились версии – мол, на экипаж надавили, чтобы совершить посадку в неблагоприятных погодных условиях. В Польше же считают, что ответственность несет и российская сторона, пояснил «НГ» аналитик немецкого фонда Маршалла в Варшаве Михал Романовский: «Некоторые круги в Польше вообще думают, что это было убийство. Многие ставят под сомнение не столько причину катастрофы, сколько результаты проведенного польской стороной расследования, по итогам которого вину возложили только на экипаж. Прокуратуру критикуют и за затянутость расследования, и за то, что обломки самолета остались в России, намекая на фигуру стоявшего тогда у руля страны премьера Туска, бывшего политическим противником Качиньского».
Так что, уверен эксперт, суд будет, если победу одержит партия Ярослава Качиньского, ведь и сам он тоже должен был лететь на самолете, но в последний момент отказался из-за проблем со здоровьем матери. Но Дуда вряд ли выскажется в поддержку такого начинания, считает Романовский: глава государства хотел бы избежать обвинений в отстаивании интересов «правого» электората: «Хотя его позиция известна – ранее он критиковал итоги расследования, заявляя, что Польша допустила много ошибок».
Качиньский ранее объявлял, что в случае победы на выборах премьер-министром станет не он, а глава избирательного штаба Беата Шидло. А она свою позицию уже озвучила: «Катастрофа показала, как Путин может дразнить Европу. Польские власти были пассивны, они не боролись за то, чтобы забрать у России следствие. Обломки самолета – это необходимое доказательство. Если бы они находились сейчас в Польше, мы знали бы больше о катастрофе».
Разговоры о возможном трибунале актуализировались после того, как РФ заблокировала в СБ ООН резолюцию по малайзийскому Boeing, сбитому над Донбассом. Но проблема с самолетом Леха Качиньского все же в том, что поляки не верят результатам официального расследования, уверен первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин: «Эту тему будут раскручивать из внутриполитических целей. Бывшего премьера Туска много критиковали за то, что он возложил основную ответственность за катастрофу на поляков». При этом Европа вряд ли поддержит поляков в стремлении обвинить Россию и в этой трагедии, убежден Макаркин, – в том числе и потому, что председателем Евросовета сейчас является как раз Туск. А новое расследование пошатнет и его позиции.
Политолог Николай Петров, в свою очередь, подчеркнул, что возможны два варианта. Первый – трибунал под эгидой Совбеза ООН, но Россия этот вариант заблокирует. Второй – трибунал под эгидой нескольких европейских стран или европейских структур: «Статус он будет иметь пониже, но Россия уже не сможет его заблокировать».