Дмитрию Демушкину не удалось укрыться в подполье. Фото со страницы Дмитрия Демушкина в социальной сети «ВКонтакте»
Националистическое объединение «Русские» может быть запрещено в России. Столичная прокуратура направила в суд иск о признании движения экстремистским. Глава праворадикалов Дмитрий Демушкин это решение обжаловал. По словам экспертов, общество вряд ли как-то отреагирует на эти новости, а активность силовиков связана с их стремлением медийно раскрутиться.
В конце недели столичная прокуратура приостановила деятельность движения «Русские» до тех пор, пока суд не рассмотрит иск о признании этнополитического объединения экстремистским. Ранее прокуроры сообщали, что по итогам проверки программные документы праворадикалов признаны «направленными на возбуждение вражды в отношении группы лиц, объединенных по признаку национальной принадлежности, и содержат призывы к началу национально-освободительной борьбы за создание собственного национального государства».
В субботу Демушкин подал жалобу в Мосгорсуд: «Я попросил суд отменить данное решение до вынесения решения суда по иску о признании деятельности организации экстремистской», – сообщил он журналистам. В качестве довода он использовал проверку 2014 года, когда «никаких замечаний представлено не было».
Как ранее писала «НГ» (см. номер от 29.07.15), националисты сегодня находятся в глубоком кризисе. Власть полностью выдавила их из публичного пространства, и те ушли в подполье, где занимаются силовой подготовкой. В рядах самих праворадикалов произошел раскол – на тех, кто поддерживает позицию Центра по Крыму и Украине, и тех, кто против. Тем не менее активность и одних, и других пошла на спад – на смену им пришли провластные группировки, сосредоточившиеся на противостоянии либералам.
Однако в конце июля националисты дали о себе знать. В Москве и Киеве были проведены симметричные акции протеста. В Украине националисты, включая объявившегося там одного из лидеров движения «Русские» Дениса Тюкина, выражали свой протест цензуре и наличию в России политзаключенных. На Тюкина в РФ заведено уголовное дело за разжигание ненависти к «соцгруппе коммунисты», он находится под подпиской о невыезде, что не помешало ему сбежать в соседнюю страну и объявиться на митинге у посольства РФ, об архитектурных особенностях которого он в первых же своих словах отозвался весьма нелестно: «Это посольство или концлагерь?»
В Москве, где параллельно проходили одиночные акции протеста, националисты использовали тематику, похожую на киевскую: прекращение политических репрессий, отмена цензуры, освобождение политзаключенных. А заодно и депортация мигрантов вкупе с разрывом российско-китайских договоров. Не исключено, что именно эта активность вызвала соответствующую реакцию правоохранителей.
Соответственно для националистов сейчас возможны два сценария – положительный и отрицательный. В первом случае, очевидно, будет соблюдаться статус-кво. Как ранее сказал «НГ» сам Демушкин, сейчас главное – остаться на свободе. Акция протеста в Москве вышла за пределы этой стратегии, но главу «Русских» тогда быстро отпустили. Не исключено, что в дальнейшем он будет придерживаться рамок подполья и боевой учебы – хотя бы из чувства самосохранения.
Негативный же сценарий означает расформирование движения. С одной стороны, оно может затем быть воссоздано в рамках какой-либо другой организации, но в это верится не очень сильно. Если суд признает «Русских» экстремистами – это будет своеобразный месседж для националистов, что некая черта перейдена: если раньше оппозиционным праворадикалам были просто не рады, то теперь их присутствие вызывает откровенное раздражение.
Вряд ли при втором варианте следует ожидать протестной реакции самих националистов – в крайнем случае, очевидно, речь будет идти о примере Тюкина, эмигрировавшего в Украину. Другая альтернатива – тюремное заключение.
Впрочем, общество вряд ли как-то отреагирует, если «Русских» запретят. В этом уверен и президент Центра политических технологий Игорь Бунин, который видит и другие причины интереса правоохранителей к националистам: «Насколько я понимаю, силовиков вызвали и сказали: вы не очень-то активны – и вообще у вас с пиаром плохо. И они пошли во все стороны». По словам эксперта, речь идет о том, что правоохранители, с одной стороны, арестовывают тех, кого могут, а с другой – «показывают, что они самые большие защитники: вот сестру Водяновой стали защищать, нашли собачку слепой девушки».
«Такие трибуны в римском смысле слова, – продолжил Бунин. – Защищают плебеев. А всех, кто мешает функционированию государства, сажают. И националисты попали. Не вечно же либералам страдать, можно и по националистам ударить».