Владимир Чуров голосовал за то, чтобы оставить «Гражданскую инициативу» на выборах. Фото с сайта www.cikrf.ru
Сегодня ЦИК рассмотрит жалобу РПР–ПАРНАС на отказ в регистрации партсписка в Костромской области. Аналогичная жалоба партии «Гражданская инициатива» (ГИ) на отказ в Калуге вчера ведомством Владимира Чурова была отклонена. В свою очередь, костромской суд оставил под арестом начальника штаба Демкоалиции Андрея Пивоварова. В оппозиции подчеркивают, что если юридические способы восстановления иссякнут, то они готовы приступить к протестным акциям.
Пивоваров останется под арестом до 28 сентября. Это решение вчера утвердил костромской облсуд, выслушав двухчасовое выступление защиты оппозиционера и минутное – прокурора. «Суд отказался приобщить материалы очной ставки, во время которой полицейский Алексей Никоноров признался, что оговорил Пивоварова, потому что на него давил следователь», – рассказал «НГ» зампред РПР–ПАРНАС Илья Яшин. «Прокурор демонстративно отказался отвечать на доводы адвокатов о незаконности обвинения, наскоро зачитав позицию прокуратуры, – говорит Яшин. – Причем судья запретил любую фото- и видеосъемку. И вообще вел себя очень игриво – все происходящее его явно очень веселило».
Напомним, что подписные листы для партсписка ПАРНАСа в Заксобрание Костромской области были забракованы избиркомом. Сегодня жалобу на это решение рассмотрит рабочая группа ЦИКа, а вчера ведомство Владимира Чурова уже отказало парнасовцам в праве на участие в выборах в Новосибирской области.
По словам Яшина, если ЦИК проштампует решение нижестоящего избиркома об отказе в регистрации, ПАРНАСу ничего не остается, кроме как призывать людей на уличные акции: «Если нас все-таки не пустят на выборы, мы отреагируем уличным протестом. Мы готовимся к тому, чтобы призвать людей на акции в Костроме, а затем, спустя некоторое время, и в Москве».
Пока решение ЦИКа по Костроме неизвестно, в регионе началась самая настоящая война компроматов. По городу развешаны листовки с крупной надписью: «Внимание! Их разыскала полиция!» На бумаге – портреты лидеров и активистов РПР–ПАРНАС с реальными и вымышленными статьями Уголовного кодекса, по которым они якобы были осуждены или преследуются сейчас. В Калужской области, где ни РПР–ПАРНАС, ни «Гражданская инициатива» участвовать в выборах также не смогут, на избирательных стендах «Информация о выборах» появились плакаты другого содержания: «Нет у нас выбора».
Одновременно ЦИК вчера отказал в регистрации партии «Гражданская инициатива» на выборах в Заксобрание Калуги, утвердив решение местного избиркома. Накануне рабочая группа ведомства рекомендовала решение калужских коллег отменить, а в ходе заседания звучало предложение раскритиковать их работу. Однако ряд членов ЦИКа отказались даже выносить его на голосование. Член ЦИКа от «Справедливой России» Сергей Даниленко в итоге предложил отказать ГИ в регистрации на выборах, а член от «Яблока» Елена Дубровина – зарегистрировать, невзирая на решение калужского избиркома. Однако в итоге большинством голосов ГИ решили в регистрации все-таки отказать, против чего проголосовали только Дубровина и сам Чуров.
Глава штаба ГИ Максим Кац, на вчерашнем заседании обвинивший калужский избирком в махинациях и пристрастном рассмотрении подписей ГИ, заявил «НГ», что, возможно, партия попытается восстановиться через суд. Смысла в этом, впрочем, уже немного, поскольку даже если суд оппозиционеров и восстановит, что крайне маловероятно, то времени на предвыборную кампанию у них уже не останется.
«Власть и так их раскрутила в преддверии выборов в Госдуму своими действиями», – сказал «НГ» гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин на вопрос о том, будет ли уличная активность оппозиции способствовать ее раскрутке. По его словам, «оппозиция выступает в ряде регионов, где высказывает свои тезисы. Но проблема в том, что пока эта раскрутка – в рамках собственного электората. Голосовать за демократов готова ограниченная группа людей. Непонятно, как преодолеть тот ров, который существует между публикой, ориентированной на Европу, и остальной частью патерналистски настроенного населения. В то, что оппозиция может им что-то дать, люди не верят».