Избирательная кампания выборов-2015 в самом разгаре – в последних числах июля региональные избиркомы закончили принимать документы от кандидатов в губернаторы и регистрировать партийные списки. Большая часть политиков успешно преодолела этап сбора подписей, муниципальные и другие фильтры и выходит на финишную прямую перед единым днем голосования – 13 сентября.
Тем не менее ряд кандидатов и партий были отсеяны еще на этапе регистрации. В некоторых случаях это сопровождалось громкими скандалами – как, например, это происходило с Демкоалицией, которая потерпела несколько болезненных поражений в регионах.
Предвыборный «токсикоз»
Оппозиция начинала текущий выборный сезон, что называется, «за здравие» – в апреле Демократическая коалиция объявила, что намерена попробовать свои силы в Новосибирской, Калужской и Костромской областях. Регионы были подобраны не случайно, вскоре к этому списку присоединилась не менее перспективная с точки зрения «протестного» голосования, как казалось младооппозиционерам, Магаданская область.
Однако заканчивать Алексею Навальному, Михаилу Касьянову и всей их компании приходится «за упокой». Уже к лету стало понятно, что что-то пошло не так. Сначала разразился скандал вокруг сомнительных результатов праймериз Демкоалиции, по итогам которых партийные списки
ПАРНАСа во всех трех регионах возглавили москвичи и их креатуры (тогда как местным лидерам достались в лучшем случае вторые и третьи роли).
Затем начались взаимные пикировки с волонтерами по поводу качества собранных ими подписей и гонораров. Не сумев найти компромисс, некоторые сборщики пожаловались на невыплату гонорара в соцсетях. В ответ глава избирательного штаба Демкоалиции в Новосибирске Леонид Волков объявил недовольных волонтеров чуть ли не агентами Кремля.
В частности, Волков заявил, что в штабе Демкоалиции была выявлена «организованная группа» сборщиков, которые намеренно поставляют «токсичные» подписные листы (то есть с заведомыми ошибками в паспортных данных). По его словам, делается это для того, чтобы у избиркома был повод забраковать подписи ПАРНАСа и отстранить партию от выборов.
В результате Волков объявил об отзыве 2,8 тыс. собранных подписей в связи с этими событиями – а заодно попытался должным образом подготовить общественное мнение к предстоящему провалу. И когда Новосибирский избирком забраковал около 1,5 тыс. подписей и все-таки отказал Демкоалиции в регистрации, у оппозиции уже были заранее заготовленные «виновные».
«Токсикоз» стал и официальной причиной самоотвода партии в Калуге, где она попросту решила не подавать собранные подписи на регистрацию. «Мы столкнулись с беспрецедентной спецоперацией по внедрению в наш штаб организованной группы изготовителей фальшивых подписей – по аналогии с выявленными «токсичными» сборщиками подписей в Новосибирске», – говорится в официальном заявлении ПАРНАСа.
Спорные методы
Впрочем, у оппозиции были и другие причины для того, чтобы не сдавать подписи в Калуге на проверку. На момент отзыва своей заявки
ПАРНАС утверждал, что собрал в Калуге 6,3 тыс. подписей (при необходимом пороге для регистрации в 4 тыс.). Однако в этой цифре есть основания сомневаться – к примеру, о сборе первых 2 тыс. этих подписей было объявлено еще до того, как в городе была развернута работа сборщиков-волонтеров.
Кроме того, чтобы набрать в срок нужное количество голосов, ПАРНАС, похоже, занимался прямым подкупом потенциальных избирателей. Так, на днях в Сети, а затем и в СМИ появилось видео, на котором один из уличных сборщиков партии предлагает всем прохожим по 100 руб. за подпись. Неудивительно, что сдавать такую работу партия элементарно побоялась.
Третий провал партии случился в Магадане, где оппозиционеры совместили сразу новосибирский и калужский сценарий. Но «минус на минус» плюса не дал – как и в Новосибирске, Магаданский избирком забраковал поданные подписи и не допустил ПАРНАС к местным выборам.
Последним шансом для несистемной оппозиции остается Кострома, где у партии ситуация с подписями обстоит получше. Правда, ПАРНАС за это дорого заплатил – свободой питерского активиста партии Андрея Пивоварова. Его поймали с поличным, когда он занимался сверкой собранных подписей с данными базы МВД. Доступ же к этой базе он получил через местного полицейского, с которым теперь проведет ближайшие два месяца за решеткой.
Тем не менее подписи были, видимо, большей частью проверены, и поэтому у ПАРНАСа в Костроме есть все шансы зарегистрироваться и действительно дойти до выборов.
Верхи хотят, но низы не очень могут
Разумеется, все свои беды и провалы Демкоалиция по традиции переваливает на власти, которые якобы не пускают партию на выборы. Однако есть факты, говорящие об обратном.
В частности, после скандалов на местных выборах-2014 администрация президента приложила немало усилий, чтобы исправить ситуацию. Ставка была сделана на усиление конкуренции и легитимности выборов. Доведением позиции Кремля до губернаторов и представителей местной власти занимался лично первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин.
В результате оппозиционные партии и кандидаты в этом году не только не встречают сопротивления при регистрации на выборы, но даже наоборот – им помогают с регистрацией сами местные власти. Отсекаются лишь те, кому не удалось заручиться хоть какой-то значимой поддержкой населения.
Так, кроме ПАРНАСа, в том же Новосибирске избирком отказал и другим партиям. Каждая партия отреагировала на это по-своему: «Коммунисты России» отправились пикетировать ЦИК, «Родина» подготовила иски в суд против избиркома, ну а руководство новосибирского ПАРНАСа и здесь пошло своим PR-путем – объявило голодовку.
Впрочем, нельзя сказать, что для оппозиционеров все потеряно. Так, несколько кандидатов от ПАРНАСа благополучно зарегистрировались по одномандатным округам, и вопрос с Костромой пока открыт.
Выборы 13 сентября уж точно не будут безальтернативным голосованием за партию власти. Парламентские оппозиционные партии собрали все необходимые документы и подписи без лишнего шума и скандала. Здесь сыграли свою роль опыт, большая региональная сеть и значительный стаж в большой политике.
Все решения по регистрации кандидатов местные избиркомы должны принять в ближайшие дни. Скорее всего уже за месяц до выборов мы получим представление, какой расклад сил получится перед выборной финишной прямой.