Массовые выборы в Госдуму по одномандатным округам не проводились в России с 2003 года. Фото Юрия Машкова/ТАСС
К одномандатным выборам готовы как минимум 148 депутатов нынешней Госдумы. Об этом говорится в специальном докладе Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ). Эксперты вчера предположили, что нынешние хорошие отношения всех парламентских партий, существующие последние полтора года, в ходе думской кампании 2016 года могут выразиться в согласовании между ними выигрышных округов.
Больше всего потенциальных одномандатников, конечно, в составе фракции «Единая Россия» – 76 партийных, а еще ее пять депутатов в 2016 году могут баллотироваться от малых политструктур. Например, лидер «Родины» Алексей Журавлев или депутат Госдумы Евгений Федоров, руководящий Национально-освободительным движением, которое выходит на пикеты против либералов.
Но в процентном отношении и парламентская оппозиция от партии власти не слишком отстает. Если у единороссов возможные одномандатники – это 32% фракции, то у КПРФ они составляют 28%. У ЛДПР, конечно, поменьше – 21%, но зато «Справедливая Россия» опережает всех. Здесь эксперты насчитали 25 депутатов (из 64. – «НГ»), которые могут пойти в округа от партии, а кроме того, в ней формально числятся и такие политики, как Оксана Дмитриева или Валерий Зубов, которые могут пойти в седьмую Госдуму или от малых партий, или в качестве самовыдвиженцев. В общем и целом все это составляет 45% фракции. Вопрос, правда, в том, а собирается ли лидер СР Сергей Миронов продвигать на выборах всех этих потенциальных кандидатов или у него какие-то иные планы.
Например, как уже писала «НГ», призывать к сотрудничеству лидеров общественного мнения (так называемых ЛОМов. – «НГ»), которые действуют на конкретных территориях и чаще всего уже состоят в Общероссийском народном фронте. Кстати, тема участия представителей ОНФ во вчерашнем докладе ИСЭПИ никак не затронута. По словам главы фонда Дмитрия Бадовского, такого рода исследования будут проводиться уже после того, как станут в общих чертах понятны партийные избирательные стратегии. А они начнут складываться уже этой осенью – с момента принятия закона о нарезке одномандатных округов.
Именно этот документ, заметим, станет серьезной проверкой на прочность для так называемой крымской консолидации всех четырех парламентских партий, возникшей полтора года назад на основании их согласия с присоединением полуострова к России. Дело в том, что раньше – в 90-е годы и в начале нулевых (последние одномандатные выборы в ГД прошли в 2003 году. – «НГ») – партия власти, как бы она ни называлась, всегда старалась скроить округа как можно выгоднее для себя. Повторится ли эта история спустя 13 лет, точно пока сказать нельзя.
Однако в докладе ИСЭПИ есть намек на то, что теперь этого, возможно, и не произойдет. «Возможны межпартийные договоренности по разведению своих кандидатов-тяжеловесов по разным округам в пределах одного региона (или даже по группе регионов – «пакетным соглашением»)», – указывают эксперты. Дело в том, что, готовя свое исследование исходя из законотворческой и информационной активности нынешних депутатов, их участия в кампании этого года, ИСЭПИ выяснил, что представители различных думских партий скапливаются в одних и тех же субъектах РФ.
Если консультации по распределению округов все-таки будут вестись, то это снизит растаскивание голосов сильными кандидатами, что откроет дорогу «темным лошадкам» или «третьей силе», предупредили в ИСЭПИ. Как представляется, это является косвенным доказательством того, что опытные специалисты фонда понимают: КПРФ, ЛДПР, СР и даже, видимо, ЕР в 2016 году будут во многом претендовать, по сути дела, на один и тот же электорат – настроенный пропутински и патриотически. Недаром одним из вариантов разведения интересов эксперты считают возможность создания для более слабого претендента сильной региональной подгруппы в списке той или иной партии. О том, будет ли этому списку в обозначенных в нем субъектах РФ открыта «зеленая улица», в докладе, естественно, не говорится. Но возможность неприменения административного ресурса против какой-то из думских оппозиционных партий в этом контексте, понятное дело, подразумевается.