Прокуроры подвели итоги полугодия. Фото с сайта www.genproc.gov.ru
На вчерашней коллегии Генпрокуратуры РФ были подведены итоги работы надзорного ведомства за шесть месяцев 2015 года. Прокуроры наиболее жестко высказались по конфликтной теме уголовно-правовой статистики. Упреки в манипуляциях с данными о количестве преступлений были сделаны в адрес всех правоохранительных органов, занимающихся расследованиями.
Напомним, что 24 июля председатель Следственного комитета (СК) России Александр Бастрыкин на коллегии своего ведомства рассказал о безусловных успехах следователей: из 116 тыс. разрабатываемых ими уголовных дел 43 тыс. уже попали в суды. При этом качество расследований, уверил руководитель СК, улучшилось: за первую половину 2015-го из судов вернулись всего 445 дел (около 1%). Но генпрокурор Юрий Чайка вчера высказал другое мнение – ситуация, по его словам, наоборот, ухудшилась, а проблема состоит в «манипуляциях в сфере уголовной статистики», которые являются следствием «гонки за показателями».
Да и цифры он привел несколько иные: суды вернули следователям 4 тыс. уголовных дел. Таким образом, можно предположить, что здесь либо расхождение в статистике, либо генпрокурор имел в виду следственный корпус в целом – и СК, и МВД, и другие силовые структуры, обладающие полномочиями по дознанию. Более вероятен, конечно, второй вариант, учитывая исторически сложные отношения прокуроров именно с полицией.
По словам Чайки, доказательства, собранные во время расследований и переданные в суд, прокуроры нередко признают неприемлемыми. Критически он оценил и случаи нарушения прав граждан: избиение в органах внутренних дел, отсутствие своевременной реакции самих прокуроров на «применение насилия и спецсредств к осужденным», что «привело в ряде регионов к массовым беспорядкам в местах отбытия наказания».
Первый замгенпрокурора Александр Буксман продолжил эту тему: «С подачи прокуратуры выявлены масштабные утраты уголовных дел о нераскрытых преступлениях прошлых лет. Установлено 98 тыс. таких фактов, из которых каждый пятый – это дела о тяжких и особо тяжких преступлениях». По его словам, сейчас «не установлено местонахождение 270 тыс. уголовных дел – и чем глубже мы погружаемся в проблемы правовой статистики, тем сложнее они перед нами встают».
Следующей темой была борьба с коррупцией. По словам Буксмана, с одной стороны, количество преступлений в этой сфере сокращается, но как-то странно: за счет резкого сокращения число мздоимцев, причем взяткодателей, становится больше, чем первых. И это, подчеркнул первый замгенпрокурора, «ненормально». Цифры таковы: сокращение на 4%, но «статистика фиксирует рост на 21% количества преступлений, связанных с дачей взятки, а количество выявленных более опасных преступлений – то есть получения взятки – резко уменьшилось в 40 субъектах РФ». Скажем, в Республике Алтай и Еврейской автономной области мздоимцев и вовсе не нашлось.
Отдельным предметом для разговора стало продуктовое эмбарго и цены на продукты и лекарства. Цены, уверен Буксман, относительно стабильны – во всяком случае, серьезных колебаний не наблюдается. Наоборот, иногда доходит до снижения цен. И он связал это с работой прокуроров, проверяющих ценообразование. Что же касается эмбарго, то тут прокуратура намерена усилить пограничный контроль – этим займутся транспортные прокуроры вместе с таможенниками.