Замминистра связи Алексей Волин давно добивается рекламных послаблений для СМИ. Фото с сайта www.minsvyaz.ru
Элементом антикризисного плана развития отечественного медиабизнеса считают в Минкомсвязи свой законопроект о снятии наиболее жестких запретов на рекламу в СМИ и Интернете букмекерских контор и тотализаторов. Ведомство предлагает пойти на это и по политическим причинам – чтобы не усиливалось влияние на россиян зарубежных источников информации.
Сейчас реклама основанных на риске игр и пари разрешена на ТВ только в ночное время, в печатных СМИ – только для специализированных изданий или в пределах официальных игровых зон. Однако Минкомсвязи уже подготовило инициативу о корректировке закона о рекламе. Там прямо говорится, что ограничительные нормы «представляются необоснованными и оказывают сдерживающее влияние на развитие российской медиаиндустрии, а также индустрии азартных игр, организуемых в букмекерских конторах и тотализаторах, что противоречит одной из основных целей данного закона о рекламе – развития рынков услуг».
По мнению Минкомсвязи, наиболее целесообразным – «с учетом сложившейся мировой практики и принимая во внимание ограниченные возможности по предоставлению прямой государственной поддержки» – представляется снятие ряда ограничений на рекламу. Всю букмекерскую и тотализаторную систему, по задумке ведомства Николая Никифорова, можно будет рекламировать без каких-либо особых оговорок во всех печатных СМИ, на телевидении и радио, в Сети и на любых спортивных или физкультурных объектах.
Указывается, что возвращение рекламы азарта даст финансовые поступления не только массмедиа, но и спортивным организациям. Во всяком случае, опыт западных стран говорит именно об этом. Минкомсвязи приводит в пример и Великобританию, и Францию, где экономика получает в год 5 млрд евро после отмены ряда рекламных табу. Итальянский ВВП вообще увеличился на 6%. В России же, знает Минкомсвязи, чистая прибыль тех, кто собирает ставки, доходит до 2,5 млрд руб. в год.
Однако экономические аргументы в нашей стране, как известно, не всегда имеют решающее значение. Напомним, что ужесточение рекламного закона по играм, состоявшееся еще в 2008 году, было сделано прежде всего по причинам нравственного плана – для сохранения семей, разоряющихся от игромании. Так что аргументы Минкомсвязи нужны были еще более весомые, и оно их нашло.
Отмечается, что либерализация рекламного законодательства направлена на «поддержание и дальнейшее развитие российской медиаиндустрии без увеличения нагрузки на федеральный и региональные бюджеты, недопущение снижения числа российских СМИ и, как следствие, увеличение смещения центра влияния на информационное поле России в сторону иностранных источников информации». Таким образом, можно предположить, что перспектива проиграть в информационной войне с Западом должна напугать Кремль сильнее, чем неприятные ощущения от отмены принимавшихся с помпой ограничений.
Напомним, что замминистра связи Алексей Волин предупреждал о грядущих проблемах СМИ еще в начале этого года – после первых данных о резком падении рекламных заказов. Однако правительство тогда смягчать рекламный закон не стало, не поддержал лоббистские усилия медиасообщества и президент Владимир Путин. Именно для него и политический довод, и уверения, что народ охотно займется ставками на спорт вместо переживания трудностей, скорее всего и предназначены.