0
2970
Газета Политика Интернет-версия

22.07.2015 00:01:00

Минюст готовит узкую гуманизацию

Тэги: минюст, законопроект, заключенные, льготы, дети, коррупция


минюст, законопроект, заключенные, льготы, дети, коррупция Минюст предлагает сделать тюремную агитацию еще более актуальной. Фото Reuters

Минюст завершает подготовку законопроекта о льготах для заключенных, у которых есть несовершеннолетние дети. Речь идет об отсрочках исполнения приговора, увольнительных, более частых свиданиях и даже отпусках. Правозащитники, впрочем, опасаются, что планы по гуманизации уголовно-исполнительной системы (УИС) могут обернуться усилением коррупции.

Минюст России представил доработанную редакцию законопроекта об улучшении жизни находящихся в местах лишения свободы родителей несовершеннолетних детей. Сегодня, как утверждают правозащитники, никаких поблажек для таких граждан, по сути, нет. Подготовка документа шла с прошлого года, его не раз критиковали эксперты, после чего в нем и появились серьезные изменения.

В нынешней редакции указывается, что осужденным родителям позволят выезжать на время из колонии для встреч с детьми. Например, если исправительное учреждение расположено рядом с их населенным пунктом, они смогут получать что-то вроде увольнительных. Также у матерей или отцов, в одиночку воспитывающих ребенка, будет право на дополнительные свидания с ним. Правда, получать их можно будет лишь в выходные и праздники. Для обеспечения надзора будут использоваться «аудиовизуальные, электронные и иные технические средства надзора и контроля». То есть выпускать их на волю нужно будет в электронных браслетах.

Также в законопроекте говорится, что осужденным матерям, чьи дети попали в дома ребенка при колониях, разрешат на 15 суток покинуть тюремные стены для устройства детей у родственников, в замещающей семье либо детском доме. В этот срок Минюст предлагает не включать время на дорогу, так как, отмечают в ведомстве Александра Коновалова, многие заключенные отбывают наказание далеко от дома или родни. 

Расширятся и полномочия судов по установлению отсрочек наказания для беременных, матерей и отцов-одиночек. Напомним, что Уголовный кодекс разрешает применять отсрочку только после вынесения им приговора. «Это ограничение можно убрать и дать суду право применять отсрочку сразу, вынося приговор», – говорится в проекте. Предлагается ужесточить и требования к этапированию беременных – только с разрешения врача, а при необходимости и в его сопровождении.

В Минюсте уже подсчитали и примерное количество людей, на которое распространится действие новой гуманизации, и ее стоимость для госбюджета. Законопроект затрагивает примерно 2 тыс. человек, а на его реализацию потребуется не менее 161 млн руб. в год. Правда, по данным «НГ», Минфин пока своего согласия на эти траты не дал. При этом, конечно, речь идет лишь об осужденных за преступления максимум средней тяжести. На обвиняемых по тяжким статьям новые нормы распространяться не будут.

По словам адвоката Теюба Шарифова, такого рода предложения на первый взгляд и можно было бы принять за гуманизацию мест заключения, однако пока неясно, обязательны ли они будут к исполнению или носят скорее рекомендательный характер. Сегодня, говорит Шарифов, большинство мер по смягчению условий пребывания оставляется на усмотрение руководства колонии. Если и решения о встрече родителей с детьми отдать ему на откуп, подчеркнул эксперт, это может повлечь за собой коррупцию и манипуляцию заключенными. «В результате может получиться так, что льготы заключенного будут зависеть от того, насколько прилежным он является, готов ли к сотрудничеству с администрацией или вообще от того, сколько он может заплатить», – заметил адвокат. По мнению Шарифова, для реализации инициатив нужны специальные общественные комиссии, куда надо привлекать и органы опеки, чтобы именно эти структуры рекомендовали заключенного на отпуск или отгул, а ни в коем случае не сотрудники УИС.

Правозащитник Владимир Осечкин также весьма скептически относится к разработке Минюста, считая ее полумерой. И вот почему: «Не секрет, что в стране сегодня действует гулаговская практика по отношению к заключенным и подследственным. Минюст теперь облегчает жизнь тем, кто уже признан преступником, но почему-то игнорирует тех, чья вина еще не доказана». По словам Осечкина, обитатели тюрем и колоний и так имеют право на регулярные свидания с родственниками и близкими. В то время как человек, находящийся под стражей, лишен такой возможности. «А в СИЗО по закону могут держать до двух с половиной лет, хотя, исходя из практики, это может занять и четыре года. Все это время человек, которого впоследствии могут и оправдать, не видит своих детей и членов семьи», – возмутился Осечкин. По его словам, чиновники намеренно не упомянули подследственных в своей инициативе, так как «содержание человека в следственном изоляторе следователи, как правило, используют как давление на него, как возможность выбить признательные показания, повесить на него преступление и т.д.». «Мы в начале осени вместе с депутатами будем готовить поправки в этот проект Минюста, чтобы приравнять в правах подследственных к обитателям колоний», – заявил «НГ» правозащитник.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Вампир» навестил Москву

«Вампир» навестил Москву

Александр Матусевич

0
260
Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Бюджету грозит многотриллионный дефицит

Анастасия Башкатова

Есть риск, что Минфину придется все больше брать в долг

0
780
В России остановился рост реальных зарплат

В России остановился рост реальных зарплат

Михаил Сергеев

Доходы населения летом ушли в минус

0
557
Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

Белоруссия из-за санкций снизила грузопоток на 30%

0
289

Другие новости