Приемлемость для России международных норм будет оценивать Конституционный суд под руководством Валерия Зорькина. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru |
Вчера Конституционный суд (КС) принял постановление по делу о применимости решений Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) на территории России. Верховенство Конституции было подтверждено. Остался вопрос о механизме обеспечения этого приоритета. Как выяснила «НГ», за основу может быть взят опыт европейских стран.
В постановлении говорится, что «участие РФ в международном договоре не означает отказа от суверенитета». Именно об этом спросили судей депутаты, задавшиеся вопросом: означает ли подписанная страной Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод неукоснительное выполнение всех решений ЕСПЧ даже в том случае, если они противоречат Конституции?
Позиция суда оказалась однозначной: и эта Конвенция, и любые правовые позиции ЕСПЧ «не могут отменять приоритет» Основного закона. Тем более что, как подчеркнули в ведомстве Валерия Зорькина, у Конституции РФ и европейских правовых документов совпадают «общие базовые ценности». А потому и коллизии, как правило, между ними не возникают. Тем не менее, говорится в описательной части постановления КС, «подобный конфликт возможен, если ЕСПЧ даст трактовку Конвенции, противоречащую Конституции». Для всех таких случаев указывается один выход – это когда «Россия будет вынуждена отказаться от буквального следования постановлению Страсбургского суда».
Этот вывод между прочим вытекает именно из международной практики. Он соотносится с тем, что принято как раз в европейских судах, к примеру, в Великобритании, Германии, Австрии, Италии. Там, зафиксировал КС, тоже «придерживаются принципа приоритета норм национальных конституций при исполнении решений ЕСПЧ, а также Венской конвенции о праве международных договоров».
Как уже писала «НГ» (см. номер от 02.07.15), КС, обсуждая депутатскую бумагу, должен был выработать юридически четкие процедуры, обеспечивающие приоритет нашего Основного закона, чтобы затем донести эту позицию России до европейцев. Как можно понять из разъяснений на интернет-сайте КС, в принципе все необходимые нормы уже существуют. Верховенство Конституции обеспечивает только сам КС через два примерно похожих механизма. Первый – это «проверка конституционности законодательных норм, в которых ЕСПЧ обнаружил изъяны». Запрос в КС в таких случаях отправляет российский суд, «пересматривающий дело на основании решения европейской юстиции», а тот уже выносит свой окончательный вердикт.
Второй механизм представляет собой «толкование Конституции по запросу президента или правительства РФ, когда органы власти сочтут конкретное постановление ЕСПЧ в отношении России неисполнимым без нарушения Основного закона». В таких случаях, если КС решит, что решение несовместимо с Конституцией, то исполнению оно подлежать не будет.
Тем не менее, указывает КС, российские власти «вправе создать для КС специальный правовой механизм обеспечения верховенства Конституции при исполнении постановлений ЕСПЧ». О том, что это будет за механизм, можно пока только гадать. Впрочем, один из инициаторов парламентского запроса в КС, депутат Госдумы Александр Тарнавский («Справедливая Россия»), сказал «НГ», что «выдумывать тут ничего не нужно – мы можем использовать европейский опыт».
По его словам, сейчас необходимо «налаживать мостики для лучшего взаимопонимания с западными коллегами». Если Россия создаст свой механизм с нуля, то это будет воспринято с подозрением, мол, опять здесь хотят все по-своему сделать. Сам он будет настаивать на изучении опыта всех 47 участвующих в европейской Конвенции стран, с тем чтобы взять за основу практику одной или нескольких из них: «Построй мы все на базе опыта Германии – и нас бы поняли».
Само решение КС, по его словам, должно устранить две проблемы. Во-первых, нормы Конституции РФ теперь будут безусловно ставиться выше решений ЕСПЧ, и для этого будет создана процедура, установленная российскими государственными органами. И, во-вторых, должен проясниться вопрос по «делу ЮКОСа». «Я разговаривал с адвокатами, взаимодействующими с ЕСПЧ, – сказал «НГ» депутат. – Они подчеркнули, что решение суда, с одной стороны, пронизано уважением к европейской конвенции, с другой – понятно юристам, работающим с ЕСПЧ, с третьей – позволяет России действовать по-своему». Стоит отметить, впрочем, что зампред КС Сергей Маврин заявил вчера, что постановление о приоритете Конституции не имеет никакого отношения к решению ЕСПЧ по «делу ЮКОСа», по которому Россию обязали заплатить почти 2 млрд евро. Однако, подчеркнул судья, власти могут обратиться в КС по этому поводу специально.