Фото Reuters
Недавно Конституционный суд РФ рассмотрел в открытом заседании запрос Совета Федерации, связанный с обнаружившейся неопределенностью в понимании статей 96 и 99 Конституции РФ, определяющих сроки выборов и начала полномочий депутатов Государственной думы.
Фактическим поводом для рассмотрения данного вопроса в органах власти стала инициатива депутатов Государственной думы, которые внесли законопроект об изменении ряда положений Федерального закона «О выборах депутатов Государственной думы». Предлагалось перенести день голосования на очередных выборах депутатов Государственной думы с первого воскресенья декабря (4 декабря 2016 года) на третье воскресенье сентября этого же года (18 сентября 2016 года). При этом выборы депутатов Государственной думы должны были состояться совместно с выборами в органы государственной власти субъектов и органы местного самоуправления в так называемый единый день голосования.
Данная инициатива вызвала ряд дискуссий как среди правоведов, так и политиков. Не противоречит ли идея переноса действующей Конституции и другим законам РФ?
Конституция в статье 96 весьма лаконично определяет, что Государственная дума избирается сроком на пять лет, а статья 99 закрепляет при этом, что вновь избранный состав парламента собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Таким образом, в случае переноса выборов с декабря на сентябрь фактический срок полномочий депутатов Государственной думы шестого созыва сокращается на два с лишним месяца.
Вот и возник вопрос: нет ли противоречия между фактическим сокращением продолжительности полномочий Государственной думы нынешнего созыва и требованиями законодательства страны, не является ли сокращение срока депутатских полномочий нарушением Конституции? Ответ на этот вопрос мог дать лишь орган, обладающий полномочиями по официальному толкованию Основного закона, – Конституционный суд Российской Федерации.
В свое время известный французский ученый-компаративист Рене Давид заявил, что «право состоит не только из правовых норм, сформулированных законодателем, но включает еще и их толкование судьями», и практика Конституционного суда тому подтверждение.
Рассматривая существо вопроса, Конституционный суд установил, что Конституция признает единственным легальным способом формирования Государственной думы периодически проводимые выборы. При этом Конституционный суд заметил, что Конституция непосредственно не определяет ни порядок организации выборов, ни конкретный день, на который они должны назначаться, – все эти вопросы решаются законами, которые принимает парламент.
Соответственно закрепленный пятилетний нормативный срок полномочий не означает, что выборы Государственной думы нового созыва должны непременно проводиться не ранее и не позднее фактического истечения указанного срока. Существуют и отклонения от стандартного срока, например при роспуске Государственной думы президентом, введении на основании Конституции военного положения или чрезвычайного положения, при проведении повторных выборов, отложении дня голосования и других основаниях.
Таким образом, Конституционный суд обоснованно заметил, что положения Конституции не исключают возможность расхождения нормативного срока полномочий и фактического – когда пятилетний срок полномочий на практике может быть сокращен по различным причинам.
Конституционный суд заявил, что решение об изменении даты выборов, которое приводит к некоторому сокращению фактического срока полномочий Государственной думы текущего созыва, возможно, и, кроме того, оно соответствует Конституции, при этом издержки решения должны компенсироваться значимостью преследуемых целей, а цели эти должны быть конституционно оправданными. Очень важны обязательность проведения выборов, их периодичность и демократичность процедуры.
Заключение Конституционного суда, таким образом, связало обоснованность сокращения фактического срока полномочий с конституционной целесообразностью, а следовательно, и с тем, соответствует ли такой перенос благу государства и его граждан. Концепция единого дня голосования предполагает совмещение выборов в органы власти различного уровня в один день. Принимая во внимание тот факт, что полномочия Государственной думы в 2016 году истекали несколько позднее единого дня голосования, Конституционный суд подтвердил конституционность однократного переноса даты выборов Государственной думы на более ранний срок – то есть на сентябрь, когда выборы пройдут и в другие органы власти на различных уровнях.
Данное решение соответствует и логике единого дня голосования, когда однократный перенос даты выборов депутатов Государственной думы позволит провести различные выборы в один день, тем самым, как отметил Конституционный суд, это приведет «к заметным позитивным результатам, выражающимся в упорядочении электоральных циклов, экономии бюджетных средств, повышении явки избирателей и т.д.». При этом необходимо принимать во внимание, что текущий состав депутатов Государственной думы избирался еще до закрепления в законе единого дня голосования в сентябре, соответственно сроки выборов отличались.
Важным моментом является «конституционная целесообразность» и «значимость целей», на которые обратил внимание Конституционный суд при рассмотрении вопроса. Это должны быть действительно значимые обстоятельства, имеющие значение для всего общества.
В пояснительной записке к законопроекту депутаты аргументировали необходимость переноса даты выборов тем, что проведение выборов в единый день голосования обусловлено бюджетным процессом и позволит новому составу палаты в начале своей работы принять федеральный бюджет на очередной финансовый год и плановый период. В пору экономических потрясений данный вопрос приобретает особое значение. Принимая бюджет на 2017 год, те же депутаты далее могут использовать и свои контрольные полномочия в данной области уже после принятия бюджета, таким образом эффективность бюджетного процесса должна возрасти.
Кроме того, небезызвестный факт, что любая избирательная кампания влечет серьезные финансовые расходы как со стороны государства, так и со стороны участвующих партий и кандидатов. Объединение нескольких кампаний и проведение выборов в один срок также является тем обстоятельством, которое имеет серьезное общественное значение и позволяет сократить расходы участников процесса.
Как показало решение Конституционного суда, однократный перенос выборов депутатов Государственной думы в 2016-м в конституционно значимых целях и несущественное сокращение срока их полномочий не противоречит Конституции РФ, при этом, как следует из решения суда, перенос выборов не должен использоваться для ограничения политической конкуренции на выборах и должен служить общественным интересам. А свой ответственный выбор общество как раз и сделает в единый день голосования – 18 сентября 2016 года.